Внутри или снаружи?

На заре автомобильной истории запасное колесо обычно крепилось снаружи кузова, что позволяло выкроить больше места для пассажиров или багажа. Но тогда, во-первых, в меньшей степени думали об аэродинамике, во-вторых, о пассивной безопасности, а подобный элемент оказывает существенное влияние и на то и на другое. Кроме того, раньше и колеса были иной размерности – с большим посадочным диаметром, но малой шириной. Найти для них место было проще, чем сейчас.

За исключением внедорожников, где возможно размещение «запаски» на двери багажника, подавляющее большинство современных моделей имеет один из нескольких вариантов размещения колеса: либо снаружи под днищем, либо внутри кузова – в багажном отделении или моторном отсеке.

Ни один из вариантов нельзя назвать идеальным, любой из них компромиссный. Подвешенное под днищем колесо и удерживающий его кронштейн постоянно находятся в агрессивной среде и зачастую ухудшают геометрическую проходимость. Расположенная в багажнике «запаска» забирает часть полезного объема, а иногда заметно сказывается на форме отсека. Расположение в подкапотном пространстве также имеет свои недостатки: затруднен доступ к некоторым узлам, да и шина постоянно греется от горячего мотора.

Неприкосновенный запас

Если запасное колесо размещается снаружи, на двери багажника или под днищем, используется специальный кронштейн, обеспечивающий надежное его удержание. Также обычно предусмотрена система, не допускающая снятия посторонними лицами. Проблема в том, что со временем крепление может закисать, что затрудняет или делает вовсе не возможным быстрое снятие колеса без дополнительного инструмента или спецсредств. Это к вопросу о необходимости профилактической обработки кронштейна и фиксирующего/запорного механизма от соляных растворов.

И вообще отсутствие надлежащего контроля за состоянием колеса и крепления (независимо от варианта расположения) может сыграть одну из нескольких неприятных «шуток». На старых машинах порой непросто открутить даже крепление, расположенное в подполье багажника, а само колесо буквально прирастает к нише, выдернуть его оттуда тоже бывает непросто.

Кстати, как часто вы проверяете давление в «запаске»? По закону подлости она оказывается пустой в самый неподходящий момент. А еще, если для основных колес используется нестандартный крепеж (например, применяются болты или гайки иного типа под литые диски), «запаску» без оригинального комплекта вы можете просто не прикрутить. Естественно, порой всё это выясняется на обочине вдали от цивилизации. Так что вот вам совет: при покупке подержанного автомобиля проверять запасное колесо, его крепление и штатный инструмент для замены, а затем периодически следить за всем этим хозяйством.

Пассивная безопасность

Помимо прочего, крепление – это еще вопрос безопасности. При переводе автомобиля на газ в нишу запасного колеса обычно кладут тороидальный баллон, а само колесо переносят в багажник, как правило, никак его не закрепляя. И в случае резкого торможения или аварии оно может наделать немало бед, если вылетит в салон.

При внешнем расположении колесо в случае отрыва и вовсе превращается в неуправляемый снаряд, опасный для окружающих. Как вы уже поняли, точно так же важно закреплять «запаску» и под капотом. Но у такого расположения в принципе может быть серьезный недостаток: при столкновении колесо может передавать энергию удара дальше в салон, повышая риск травм водителя и пассажиров. В свое время, разбивая в краш-тестах «Оку» и классическую «Ниву», испытатели «Авторевю» отмечали негативный вклад запасного колеса под капотом этих автомобилей в их пассивную безопасность.

Временное решение

Во многих автомобилях используются так называемые «докатки» – колеса нестандартной размерности, отличной от штатных шин. Причина – как раз в желании конструкторов уменьшить вес авто и выкроить больше внутреннего полезного пространства. Оборотная сторона медали – ограничения по части использования такого колеса по скорости и расстоянию. Например, не быстрее 50 км/ч и не дальше 80 км. Чем это вызвано?

По своим параметрам и качествам «докатка» сильно отличается от стандартных колес, что отражается на поведении автомобиля на дороге, особенно при маневрировании и экстренном торможении. К тому же, если запасное колесо имеет меньший внешний диаметр относительно штатных колес, это будет нагружать дифференциал(ы).

Впрочем, если пятое колесо точь-в-точь такое же, как и все остальные, это здорово только на новом автомобиле. Да и то не всегда.

Всегда «лето»?

На самом деле нет: на некоторых моделях (преимущественно кроссоверах и внедорожниках) может быть положена и «всесезонка». Но сути это не меняет: в заводской комплектации в качестве «запаски» в лучшем случае используется шина той же модели и размерности, что применена на основных колесах. Отличный вариант, но есть нюансы.

Как быть, например, зимой, когда четыре колеса по сезону, а «запаска» летняя? В случае прокола вы всё равно не можете ее использовать де-юре, поскольку участие в дорожном движении запрещено.

В этом есть резон, поскольку поведение автомобиля на скользком покрытии даже с одним летним колесом серьезно меняется – это мы в свое время изучали. Если ставить зимой летнее запасное колесо на переднюю ось, автомобиль будет хуже поворачивать и тормозить, в случае с передним приводом – и разгоняться. Зато он будет стабильным и, в общем-то, предсказуемым. Если же поставить «лето» на заднюю ось, главной проблемой станет избыточная поворачиваемость как на заднем, так и на переднем приводе – на скользком покрытии можно словить занос просто при сбросе «газа» или легком торможении.

Помните про возраст!

Кстати, даже на возрастных автомобилях «запаска» может быть новенькой, потому что за время эксплуатации машины ни разу не пригодилась. И это означает несколько вещей. Во-первых, по рисунку протектора она может отличаться от остальных летних колес (и тут последствия см. выше), во-вторых, со временем шины все же теряют свои качества, так что новехонькая 20-летняя покрышка может оказаться попросту дубовой.

Вот почему в случае полноразмерного запасного колеса имеет смысл включать его в ротацию колес в процессе эксплуатации. Это позволит обеспечить равномерный износ всех пяти шин и выжать максимальный ресурс из всего комплекта. Подобный подход возможен в случае с новым автомобилем или при покупке сразу пяти новых шин.

Может, не так уж страшно?

С учетом всего сказанного отказ от запасных колес, полно- и малоразмерных, в пользу ремкомлекта выглядит не таким уж страшным. Словил простой прокол – можно воспользоваться герметиком и насосом и докатить до шиномонтажа. Случилось что-то более серьезное – не искушай судьбу и вызови эвакуатор. Вы вообще пробовали поднимать 20-дюймовые «катки» современных кроссоверов? И не надо заморачиваться с ротацией колес, закисшим крепежом, проверкой давления. Нет «запаски» – нет проблем?

Конечно, всё гладко только на бумаге и при преимущественно городской эксплуатации. Если же загородные поездки случаются часто, лучше иметь хотя бы «докатку», а в идеале – полноразмерное колесо, причем без «разношинницы». Чтобы можно было использовать в любых условиях.

Шины в базе объявлений Автобизнеса