С 1 сентября 2013 года при ввозе нового автомобиля на территорию Украины импортерам приходится платить 5500 гривен (в пересчете - 550 евро) за его утилизацию. Такой шаг был предпринят в ответ на введение в России утилизационного сбора, однако правительство Украины обосновало это решение заботой об окружающей среде и сослалось на международный опыт, что и подвигло журналистов Deutshe Welle сравнить, как решают вопрос утилизации старых автомобилей в Германии и Украине.

В Германии закон об утилизации был принят в 2007 году в ответ на директиву Евросоюза. После того как немецкий закон об утилизации вступил в силу, ответственность за создание сети приемных пунктов старых автомобилей начали нести автопроизводители, чтобы государство, обеспечивая соблюдение закона ЕС в Германии, напрямую не вмешивалось в вопросы, связанные с утилизацией. Было создано лишь Gemeinsame Stelle Altfahrzeuge (GESA) – специальное агентство, которое контролирует деятельность пунктов, занимающихся утилизацией старых машин. Каждый пункт должен встать на учет в GESA и предоставлять агентству информацию о своей работе.

В GESA журналистам Deutshe Welle пояснили, что сами автопроизводители независимо от того, идет ли речь о машинах немецкого или иностранного производства, должны выделить средства на создание мест для переработки старых автомобилей. Никаких специальных государственных сборов не существует. Закон лишь устанавливает, что расстояние от дома владельца автомобиля до ближайшего пункта приема не должно превышать 50 километров.

Эксперты Общегерманского автомобильного клуба ADAC подсчитали, что на утилизацию одного автомобиля производитель тратит в среднем около 100 евро. Вероятнее всего эти затраты ложатся на себестоимость производства и отражаются в продажной стоимости машины. Как сообщил журналистам Deutshe Welle руководитель одного из пунктов по утилизации в Бонне, его предприятие нередко выплачивает владельцу за старую машину около 100-150 евро, если машину можно продать на запчасти. Металлолом идет на переплавку, а запчасти отправляются в страны Африки, Россию и на Украину.

Сергей БОЯРСКИХ
ABW.BY