Итальянский ресурс «Четыре колеса» сообщил на днях, что в этой республике в 2023 году продажи автомобилей, работающих на «сжиженном нефтяном газе, составили 9% от общего числа».

«На рынке доминируют Renault и Dacia (на подиуме – бестселлеры Sandero, Duster и Captur), а также несколько других марок, в основном относящихся к миру городских автомобилей и более дешевых сегментов», – уточняет издание. При этом в Европе цена литра газа вдвое ниже стоимости бензина, который, к примеру, во Франции часто взлетает в цене.

«При сегодняшней стоимости сжиженного газа 0,65 против 1,80 у Super экономия составляет более 50 процентов, а автономность, даже с 40-литровыми тороидальными баллонами, всегда превышает 500 км», – написал в комментарии к посту один из подписчиков «Четырех колес».

Почему бы не газ

Сжиженный газ обладает превосходной устойчивостью к детонации, имеет октановое число выше 100, характеристику, которая позволяет двигателю работать с большим опережением и сжатием, что повышает его производительность.

Обратной стороной является то, что LPG имеет более низкую теплоту сгорания на единицу объема, чем бензин и дизельное топливо (23,7 МДж/л против 31,7 и 36,1 соответственно). Другими словами, литр сжиженного нефтяного газа содержит почти на 30% меньше энергии, чем литр бензина.

Это, в сочетании с тем фактом, что газ на этапе впуска занимает большой объем, снижало производительность двигателя в ранних системах ГБО. Позже инженеры устранили этот негативный нюанс в двигателях с турбонаддувом и непосредственным впрыском последнего поколения. Уже решены и проблемы надежности, связанные с преждевременным износом клапанов. Здесь на выручку пришли новые материалы и конструктивные решения. СПГ тем самым остается привлекательным для автолюбителей в мире, который пока еще не электромобилизовался.

Как у нас с ГБО

В Беларуси газовое оборудование для авто актуально уже более десятка лет. Агитация велась активно в начале второго десятилетия и привела к тому, что в городах появились газозаправочные станции, на газ перешла часть коммерческого парка (те же такси), а любители искали самые эффективные системы для перехода на газ, что в то время было непросто. Статистика также отмечала, что каждый десятый автомобиль в стране использовал газ в качестве топлива.

К этому стоит добавить, что Беларусь в некотором смысле перенимает китайский опыт. Благодаря недорогому российскому газу у нас растет и парк газомоторной коммунальной техники и автобусов, которые выпускают на МАЗе и широко экспортируют в российские регионы.

Сегодня установка ГБО в Беларуси стоит всего 200 рублей, что по курсу ниже, чем 10 лет назад примерно на треть и газ остается привлекательным, на что стоит обратить внимание отечественным производителям автооборудования.

А для тех, кто решает, не перейти ли на газ, будет полезным пост «Автобизнеса», который с некоторой коррекцией цен актуален и сегодня.

Китайцы, к слову, уже давно отдали предпочтение газу в сегменте коммерческого транспорта (в тех же грузовых и пассажирских перевозках) и не сильно спешат переводить их на электричество.