Водородное лобби в «золотом штате»

О том, что сотни миллионов долларов налогоплательщиков с легкой руки тогда еще губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера были направлены на строительство заправочной инфраструктуры для водородных авто, периодически любят вспоминать американские политики, а также сторонники и противники водородной технологии в автомобилестроении во всем мире. «Золотой штат» остается единственным в своем стремлении увеличить использование водородных двигателей как минимум в США.

В Калифорнии сегодня лишь 65 заправок, при этом 20 из них находятся в Лос-Анджелесе, и это на 16.297 водородных автомобилей, зарегистрированных в штате, который уже скоро как 20 лет настойчиво продлевает и финансирует программу поддержки производителей водородомобилей.

На днях за подписью губернатора Гэвина Ньюсома для постройки дополнительных гидрогеновых заправок было выделено 106 миллионов долларов бюджетных средств, а в целом новый законопроект по дальнейшему переходу на водород обойдется казне в миллиард.

Одним из противников лоббизма в водородной автомобилизации Калифорнии стал директор климатической программы Центра права, энергетики и окружающей среды Калифорнийского университета в Беркли Итан Элкинд, который привел аргументы в пользу своей точки зрения на страницах издания Сalmatters: «Очень жаль, что Законодательному собранию пришлось пойти на этот компромисс с интересами водорода».

Эксперт считает такие инвестиции в водород в значительной степени расточительными, особенно в условиях расширения коммерческих грузоперевозок с использованием грузовых авто с электроприводом.

Сами законодатели Калифорнии понимают, что водород не может вечно идеализироваться в качестве альтернативного топлива. С 2013 года финансирование производства транспорта на водороде фактически было выделено из региональной программы «чистого» транспорта в отдельную подпрограмму, сохранив лишь 20% от первоначального инвестиционного плана. Тем не менее финансирование, судя по решению губернатора Ньюсома, будет продолжено, что косвенно подтверждает точку зрения Элкинда о лоббировании. Ведь логичнее было бы вовсе отказаться от водорода в пользу технологий на АКБ.

Энергетический сектор и потребители теряют оптимизм

Не только законодатели, но и частный сектор настороженно относится к водороду. К примеру, компания Shell фактически отменила сделку с властями Калифорнии стоимостью 40,8 миллиона долларов в начале этого года, сославшись на отсутствие экономической целесообразности и логистические трудности в строительстве заправочной инфраструктуры в штате. Менеджеры концерна прекрасно видят ближайшую перспективу развития отрасли. И хотя Shell продолжает строить свои водородные предприятия для нужд промышленности, маловероятно, что мы увидим их водородные станции в большом количестве.

Для обычных потребителей дела обстоят тоже неоптимистично, они не мотивированы покупать водородомобили по целому ряду причин. Министерство энергетики США подсчитало, что заправка водородного автомобиля стоит от $78 до $90, что гораздо ближе к ДВС и намного выше затрат на эксплуатацию электромобиля. К тому же стоимость водородных авто начинается с $50.595 за Toyota (лидера применения технологии) и $61.470 за Hyundai начального уровня. Для сравнения: новая Tesla Y на американском рынке сегодня стоит $36.490, и цена снижается благодаря различным госдотациям.

Свою роль играет и медленное развитие инфраструктуры. Полтора десятилетия назад ограниченность инфраструктуры сдерживала рост электромобилей, но к 2020 году с ее развитием и снижением себестоимости батарей увеличилась доля электромобилей в глобальном парке машин. В случае с водородом ситуация развивается иначе.

Водородные авто: экология и безопасность

Немаловажно и то, что полностью экологичных способов производства водорода пока не так много, стоят они недешево. Большая часть существующих технологий связана со сжиганием углеводородов, прежде всего угля, а значит, приводит к выделению в атмосферу больших объемов CO2, что сдерживает компании, к примеру в ЕС, где за тонну парниковых газов предприятию необходимо заплатить 50 евро.

Еще одна причина кроется в необходимости соблюдать особые меры безопасности при работе с водородным топливом. Водородные заправки, на которых можно заправиться самостоятельно, стали появляться в той же Америке только в 2020 году. Ранее этот процесс сопровождался сложностями из-за взрывоопасности водорода. Где-то заправку производила автоматика, а где-то – обученные заправщики.

На этом фоне электрические зарядные станции оказались гораздо проще и дешевле. Учитывая, что в городах электричество проведено повсеместно, это делает возможной установку зарядных станций на улицах, парковках и рядом с торговыми центрами. Водород же взрывоопасен, его хранение на заправочной станции требует соблюдения повышенных мер безопасности, что удорожает и усложняет создание водородных заправок.

Водородомобили в Германии

Еще одним приверженцем водородомобилей считается Германия: ее правительство недавно в поисках альтернативных видов топлива договорилось с властями Египта о производстве там водородного топлива для сети своих заправок.

К слову, из 9 заправочных станций в ФРГ в 2015 году на сегодняшний день их число выросло до 400. В 2015-м консорциум из Air Liquide, Linde, OMV, Shell и Total учредил в столице Германии предприятие H2 MOBILITY Deutschland GmbH & Co. KG и заложил на реализацию программы по строительству водородных АЗС расходы в 400 млн евро. Кроме топливных компаний, к проекту также присоединились Daimler, BMW, Volkswagen, Honda и Toyota.

Китай и его водородная программа

Хотя Китай всего несколько лет назад представил свой Grove Hydrogen – первый водородный автомобиль с рекордным запасом хода, который, кроме всего прочего, еще и эффектно выглядел, продвижение водородного плана для авто здесь также не на первом месте.

В том же 2019 году КНР вложила 17 миллиардов долларов инвестиций в водородную программу, которая с 2021 года стимулирует рынок потребления водородомобилей. Эти немалые средства были направлены на создание масштабного производства топливных элементов и создание сети водородных АЗС. Декларация программы была рассчитана на 10 лет и ставила авто на водороде в линейку с электромобилями для коммерческих и пассажирских перевозок. До 2030 года планировалось построить выше 500 экологический чистых заправок по всей Поднебесной, пока же их всего 250.

Из истории создания автомобилей на водородном топливе

Автомобили на водородном топливе появились совсем недавно, тогда как первые электрокары в том же СССР работали на предприятиях еще в 60-х годах прошлого столетия. Это, видимо, еще одна причина отставания водородного сектора автопрома от его аккумуляторного конкурента.

Идея использования водорода в качестве топлива для автомобилей возникла еще в начале XIX века, но только в последние десятилетия стала активно развиваться. В 1966 году компания General Motors создала первый прототип автомобиля, работающего на водородном топливе. Однако из-за высокой стоимости производства и недостаточной развитости технологий проект был заброшен.

В 1990-х в мире вновь появился интерес к водородным автомобилям. В 1999 году Honda выпустила свой первый серийный автомобиль на водородном топливе – FCX. Он был оснащен топливными элементами, преобразовывавшими водород и кислород в электричество, которое затем использовалось для движения автомобиля.

В 2002-м Toyota представила свой первый прототип автомобиля на водороде – FCHV (Fuel Cell Hybrid Vehicle). В 2014 году компания начала продажи первого серийного автомобиля на водородном топливе Mirai.

В настоящее время многие автомобильные компании, включая Hyundai, Mercedes-Benz, BMW и Audi, работают над созданием своих водородных моделей.

От водородной темы в свое время не уклонился даже АВТОВАЗ. Проект на российском автогиганте получил название АНТЭЛ – автомобиль на топливных элементах. Реализуя эту программу, тольяттинцы в 2001 году использовали технологии ВПК и сконструировали «Ниву» на водородном топливе, а затем и универсал десятого семейства. Правда, в отличие от зарубежных проектов весь салон вазовских концептов был занят инженерными элементами.

С учетом задач по уменьшению углеродного следа, которые возложили на себя по большей части экономически развитые страны, водородные автомобили пока остаются на рынке в качестве альтернативы авто с ДВС и не стремятся на первые позиции. Возможно, опыт Германии и Китая поможет вывести водородомобили на незаменимые позиции в местах, где недоступно электричество. Кроме того, существуют футуристические пока проекты по добыче дешевого топлива для гидрогенных авто (гелия) на Луне. Время покажет.

Источники: autoweek.com, drom.ru