Кажется, что каждый день мы читаем новости о провале электромобилей: резкое падение продаж, избыток запасов, сокращение производства, отмена или задержка инвестиций в заводы. А еще чиновники, выступающие против государственной поддержки электромобилей и разочарованные дилеры, кричащие: «Я же вам говорил». Проще говоря, нюансов много.

При всем этом глобальные продажи электромобилей достигли рекордных показателей в 2023 году. В том числе и в США, где продажи выросли почти на 50 процентов в годовом исчислении до 1,1 миллиона. В других странах только китайский автопроизводитель BYD продал почти 1,6 миллиона электромобилей.

Конечно, впереди еще долгий путь. Ведь в некоторых случаях спрос оказывается слабее, чем ожидалось. Например, продажи Ford F-150 Lightning резко выросли в 2022 году, но с тех пор не оправдали прогнозов. А недавно компания вовсе объявила о планах сократить производство грузовиков почти наполовину. Тем не менее тот факт, что в 2023 году было продано 24 165 Lightning, вызвал бы вздохи изумления еще 10 лет назад.

Анализируя все это, нужно помнить, что многие производители электромобилей давали довольно смелые обещания, когда появились стандарты нулевого уровня выбросов. Так General Motors объявила о цели продавать к 2035 году только автомобили малой грузоподъемности с нулевым уровнем выбросов. Nissan пообещал, что к 2030 году на электромобили будет приходиться более половины ее продаж. А Jaguar заявил, что к 2025 году они будут полностью электрическими.

При этом торговая ассоциация «Альянс автомобильных инноваций» выступает против предложений Агентства по охране окружающей среды США. Речь про то, что к 2032 году 67% проданных новых автомобилей будут электрическими.

Что касается обещаний, то во многих случаях производители виноваты только в том, что не достигли целевых показателей продаж. И тут сразу возникают вопросы. Кто сказал Ford, что самое сладкое место на рынке электромобилей – это пикапы, цены на которые могут достигать шестизначных цифр? Почему компания GM сделала ставки на пикап GMC Hummer EV, который не достиг целевых показателей продаж? А кто-нибудь вообще удивлен, что многие первые потребители электромобилей также являются приверженцами малолитражных машин?

По мнению экспертов, многие производители просто ошиблись в своих предложениях касаемо электромобилей. В результате у компаний было слишком много неподходящей продукции по неправильным ценам. Ведь автопроизводители вряд ли хотели потратить несколько миллиардов на аккумуляторные и сборочные заводы, чтобы потом они простаивали и не приносили никакого дохода.

Еще один фактор, который стоит за всеми громкими заявлениями, – это зависть к рыночной капитализации Tesla (особенно когда вознаграждение топ-менеджеров привязано к цене акций). Ведь высокая оценка Tesla должна означать, что электромобили – это путь к богатству, верно? А если обещания по электромобилям еще понравятся на Уолл-стрит, экологическому крылу правительства и общественности, то это вдвойне здорово. Но легче сказать, что вы полностью посвятили себя электромобилям, чем проектировать, производить и продавать автомобили с батарейным питанием, которые людям захочется купить.

Источник: caranddriver.com