Выращивание животных ради мяса и кожи требует огромного количества кормов, пастбищ, воды и ископаемого топлива. Это отдельный огромный сектор, который часто критикуют зоозащитники и экоактивисты. Так, объем мирового рынка кожи для внутренней отделки автомобилей сегодня оценивается примерно в $30 млрд. При этом эксперты уверены, что к 2030 году к этой сумме добавятся еще $6 млрд. Ведь спрос на автомобили, где кожаный салон обеспечивает изысканную эстетику, комфорт и долговечность, продолжает расти.

При этом, в отличие от кожаных сумок или курток, кожа, используемая в салоне автомобиля, должна быть достаточно прочной, чтобы противостоять постоянным загрязнениям, выцветанию и т.д. Лучше всего в этом плане подходит кожа крупного рогатого скота – она прочная и поэтому универсальная. Но разве можно наращивать использование кожи животных, когда все и отовсюду говорят про «зеленую эру»? Оказывается, да.

Автопром против выбросов и за натуральную кожу

Кожаные салоны в автомобилях спасают нашу планету. По крайней мере, так считает One 4 Leather – глобальная группа производителей и поставщиков автомобильной кожи. Они еще в прошлом году опубликовали интересные данные. Согласно им, если автомобильная промышленность вообще перестанет использовать кожу, то около 35 миллионов шкур отправятся на свалку. А это значит, что в результате их разложения ежегодно в атмосферу будет выбрасываться дополнительно 644 млн кг CO2e (эквивалент углекислого газа). Для сравнения: чтобы достичь такого же уровня выбросов, автомобилю с ДВС нужно проехать примерно 6,4 млрд км.

Таким образом, можно сказать, что в условиях роста мирового потребления говядины кожевенная промышленность играет ключевую роль. Ведь она перерабатывает шкуры, которые в противном случае гнили бы на свалке и негативно влияли на экологию.

Кожа – побочный продукт пищевой промышленности

Другая важная поправка, на которую всегда ссылаются производители и поставщики, – кожа является побочным продуктом мясной и молочной промышленности. А крупный рогатый скот и вовсе не разводят исключительно ради шкур. По данным One 4 Leather, мясная промышленность ежегодно перерабатывает 331 млн голов крупного рогатого скота, в результате чего получается более 2,18 млрд кубических метров шкур. При этом из 331 млн шкур 40% сразу отправляется на свалку. Из оставшихся 60% автомобильная кожевенная промышленность перерабатывает лишь 18%.

И на основе этого One 4 Leather призывает производителей увеличить использование натурального материала: «Автомобильная промышленность может изменить ситуацию к лучшему на планете, используя больше кожи в своих автомобилях, тем самым сокращая количество выбрасываемых шкур. А если спрос на автомобильную кожу увеличится всего на 10%, это позволит спасти 3,5 млн шкур от свалки».

Звучит невероятно благородно. Ведь получается, что автомобильный сектор всего лишь стремится использовать сырье, которое в противном случае просто отправится на свалку.

Салоны из «веганской» кожи – путь к экологической катастрофе?

Безусловно, такой подход вызывает много споров среди экологов. Но еще более спорная тема – так называемая веганская кожа, которую все чаще используют автопроизводители в угоду современным тенденциям. Например, Veganza от BMW, Artico от Mercedes-Benz и Nordico от Volvo.

Но что же такое веганская кожа и из чего ее делают? До сих пор понятие этого термина довольно расплывчатое. Да и автомобильные бренды, продающие отделку из веганской кожи, обычно молчат о том, какие материалы они используют. При этом недорогие органические материалы с низким уровнем выбросов могут включать в себя грибы, листья ананаса, кору деревьев, кожуру яблок и винограда, которые затем высушиваются и прессуются в тонкий лист. Когда используются только эти материалы, автомобильные бренды называют такую обивку «кожей растительного происхождения».

Однако эту же кожу часто объединяют с другими синтетическими материалами под термином «веганская» (также известна как искусственная кожа или кожзаменитель). Название зависит от того, что, по мнению отдела маркетинга, будет звучать наиболее привлекательно для покупателей. Но суть одна – это пластик, который покрыт винилом, а затем текстурирован так, чтобы походил на натуральную кожу.

И тот факт, что при производстве синтетической кожи не используются продукты животного происхождения, безусловно, улучшает ее этический статус. Однако с экологической точки зрения все выглядит не так однозначно. Ведь материалы, используемые в синтетической коже, производятся с использованием ископаемого топлива и не являются полностью биоразлагаемыми. Да и сам производственный процесс приводит к такому же количеству отходов, что и традиционное производство кожи.

На это намекает и группа One 4 Leather: «Производители автомобилей стремятся продвигать более экологичные варианты кожи. Однако большинство альтернатив содержит более 80% пластика. Кроме этого, эти композитные материалы сложны, их очень дорого перерабатывать, поэтому они неизбежно окажутся на свалке».

Считается, что синтетическая кожа менее долговечна, чем натуральная. А это значит, что она вряд ли прослужит долго, придется раскошелиться на обновление салона. К тому же кожа на основе пластика не обеспечивает такую ​​же вентиляцию, как натуральная, поэтому при длительных поездках, особенно в теплую погоду, на ваших сиденьях будет больше вашего пота. В конце концов, искусственной коже не хватает мягкости и эластичности, поэтому она может быть просто неудобной.

Получается, что ключевое преимущество синтетической кожи для автомобильных компаний заключается в экономии и снижении затрат, а не в сохранении окружающей среды. Ну и слово «веганский», бесспорно, защищает от нападок ярых активистов. Ведь это значит, что компания не убивает животных. А остальное уже мало кого волнует.

В итоге бесспорным является лишь тот факт, что коров и быков выращивают ради мяса, а не ради кожи. Кожа – это просто бонус, который могут спокойно выбросить из-за отсутствия спроса. Другой момент – нападки в сторону автопрома в этом вопросе выглядят нелепо и с учетом их 18% от общего количества шкур.

Правильнее здесь направить гнев на одежду, обувь и аксессуары, где кожа, особенно редких животных, является первостепенным продуктом. И самое главное – даже если ваша новая иномарка будет с искусственным салоном, количество убитых животных останется прежним. В то время как приписка «веганский» разрушает планету. И не только в экологическом смысле.

При этом все-таки важно отметить, что мясная промышленность и кожевенное производство – действительно жестокое место. То, как там обращаются с животными, отдельный разговор, который, к сожалению, не имеет смысла до тех пор, пока все человечество не откажется от мяса. Но и тут будет очень много минусов – как для экологии, так и для здоровья человека.