Ответ начинается с рассмотрения того, как традиционные мировые лидеры автомобилестроения добились нынешних результатов. То, что начиналось как фрагментированный рынок, состоявший примерно из 200 автопроизводителей в начале 1920-х годов, постепенно превратилось в несколько гигантов, которые воздвигли огромные капиталоемкие барьеры для входа. Казалось, эти барьеры были непреодолимыми.

Но история Tesla доказала обратное. Скорость внедрения ее инноваций на рынок автомобилей высокого класса больше похожа на Google или Amazon, чем на автопроизводителя. А растущая рыночная стоимость является явным сигналом для всех в отрасли, что будущее – за инновационными бизнес-моделями.

ПО и технологии

По сравнению с Tesla традиционные автопроизводители были плохо подготовлены к конкуренции в современном мире, ориентированном на программное обеспечение. Во многом из-за того, что старые гиганты индустрии – большие, бюрократичные и медленно реагирующие на запросы клиентов. А еще у них просто не хватало опыта в этом вопросе.

В то время как Tesla в первую очередь создает автомобили не как средство передвижения, а как программный продукт. Это можно сравнить с компанией Apple, которая разрабатывает iPhone. Благодаря такому подходу компания может каждые несколько недель удаленно улучшать функциональность ПО в своих автомобилях, вводя новые функции, повышая производительность и безопасность. А это, конечно, резко контрастирует с традиционной моделью автомобильной промышленности, где продукт остается одним и тем же, пока вы на нем ездите.

Кроме этого, все модели Tesla оснащены системой помощи водителю. Эта функция позволяет автомобилю автоматически поворачивать, ускоряться и тормозить в пределах своей полосы движения. Конечно, она не заменяет самого водителя, но призвана облегчить вождение и снизить количество аварий.

Для этого в новых моделях есть 8 камер и 12 датчиков, которые обеспечивают обзор на 360 градусов. Когда-то Илон Маск даже сравнивал свой автопилот с человеческим глазом. Система также включает в себя надстройку Full Self-Driving стоимостью $12 000 (или $199 в месяц), которая также может менять полосу движения.

Ну и куда без умной пневмоподвески, которая сама меняется в зависимости от координат GPS вашего автомобиля! Пользователи также могут изменить ее жесткость вручную через панель управления Tesla.

А из интересного – Tesla Model X и Model Y, а также более поздние версии Model S и Model 3 оснащены системой фильтрации HEPA, которая предотвращает попадание токсичных химикатов в салон автомобиля. По словам автопроизводителя, система фильтрации Tesla нацелена на все: от загрязнений и бактерий – до пыльцы.

Прямые продажи

У Tesla нет официальных дилерских центров по франшизе. А сама покупка до невозможности проста: вы заходите в интернет, выбираете модель, добавляете нужные функции, вносите депозит и указываете время доставки. На этом все. Никаких вам переговоров с продавцами и менеджерами, «втюхиваний» и т.д. Определенно, рай для интровертов.

Кроме этого, Tesla не использует навязчивую рекламу. Вместо этого компания используют классическую модель входящих продаж, т.е. потребитель приходит к ним сам и по своему желанию.

Дешевое обслуживание и удобная зарядка

Tesla с батарейным питанием значительно проще, чем ее конкуренты с двигателями внутреннего сгорания. Речь про количество деталей. За счет этого дешевле и стоимость обслуживания. Нет необходимости в дорогостоящей замене масла, тюнинге, замене глушителей и т.п. И автопроизводители, которые получают значительную прибыль от своего сервисного бизнеса, знают это.

Что отличает Tesla еще больше, так это ее сеть Supercharger. Сейчас в мире насчитывается более 35 000 зарядных станций Tesla. И это число продолжает увеличиваться. По данным Министерства энергетики США, на зарядные устройства Tesla Supercharger приходится около 58% всех вилок для быстрой зарядки в Америке.

Да, все вышесказанное не особо актуально для Беларуси. Но если говорить в целом, то успехи Tesla на рынке доказывают, что многие скептики ошиблись. На данный момент рыночная капитализация компании превышает $570 млрд. Это больше, чем Toyota, BYD, Mercedes и Porsche вместе взятые. Поэтому сегодня традиционным автопроизводителям придется понять, как стать компаниями – разработчиками ПО. И даже если большинство людей все еще будут любить ДВС и механику, деньги, к сожалению, уже в другом месте. И именно они нужны отрасли.