Несмотря на критику, которая порой звучит в адрес китайских производителей, их продукцию оценили по достоинству даже разбалованные предложениями жители европейских стран. И это означает, что проникновение китайских электромобилей в Европу высокие тарифы, которые были приняты ЕС, не остановят.

При этом китайские производители не сильно расстроились из-за роста пошлин и готовы поступиться частью прибыли, но завершить начатую экспансию. Китай прекрасно отреагировал на поставленные в ЕС цели отказаться от ДВС и перейти на электромобили к 2035 году. Это решение породило спрос на рынке и предложение со стороны китайских компаний, у которых уже есть опыт конкуренции на внутреннем рынке, сопоставимом с рынком всего Евросоюза.

К примеру, BYD, по данным Rhodium Group, с каждой проданной в ЕС модели Seal U получает прибыль в размере $15 400. В то же время на внутреннем рынке производитель зарабатывает всего $1400. При таком соотношении лидеру мировой электромобилизации ничего не стоит компенсировать расходы на европейские пошлины в 27,4% из прибыли и остаться в плюсе приблизительно на $5000 по сравнению с положением дел на родине.

Сколько BYD тратит на производство электромобиля

Build Your Dreams (BYD) стала воплощением того самого китайского электромобильного чуда, о котором мы сегодня говорим. И приведенный выше пример позволяет оценить, сколько на самом деле производитель закладывает на производство одного популярного кроссовера Seal U.

Электромобиль BYD Seal U, конечно, не бюджетный автомобиль, как очень популярный в Китае Wuling Hongguang Mini EV, который, по последним данным, без учета аренды батареи стоит сейчас менее $3000. Этот автомобиль скорее нацелен на быстрорастущий сегмент клиентов со средним уровнем дохода. Сегодня модель 2024 года стоит в Поднебесной около $25 000 в базовой версии.

Еще четыре года назад американская консалтинговая компания Oliver Wyman Group вывела определенную закономерность в разнице затрат на производство среднего автомобиля с ДВС и электромобиля. По расчетам аналитиков группы, при стоимости аккумуляторного блока в €8000 электромобиль обходится производителю в €20 000. В Oliver Wyman рассчитали, что за счет дорогой батареи, которая съедает более 40% всех затрат на производство серийного электрокара, электромобили дороже моделей на ДВС на 45%, но за 10 лет эта разница сократится до 9%.

С вычетом прибыли BYD Seal U для китайского рынка обходится производителю в $23 600. Исходя из этого, можно сопоставить расчеты Oliver Wyman и предположить, что белый кузов (экстерьер) в производстве стоит около $2300. Примерно во столько же обходится электронная архитектура. Еще 13,5% заберут внутренние расходы компании. По той же методике сборка займет 7,25%, трансмиссия – всего 3,5%, электродвигатель и приводная система – около 10%. Все те же 40–45% (или более $9000) стоит батарея BYD.

На чем еще сыграет BYD, чтобы наводнить рынок

И вот здесь, в стоимости батареи, кроется самый подвижный сегмент стоимости электромобиля, которым успешно лавирует китайский лидер.

BYD – компания с огромным опытом в производстве аккумуляторов. Ее разработки, как у любого другого производителя, направлены на снижение стоимости батареи. Но, кроме опыта и технологических решений, компания использует еще и потенциал массового производства.

CATL и BYD вместе производят сегодня большую часть выпускаемых в мире аккумуляторов для электромобилей (51%), а с ростом производственных мощностей эта доля только вырастет. Причем внешнее влияние на этот фактор исключается, поскольку Китай надежно обеспечен ресурсами для аккумуляторного производства.

Недавно стало известно, что завод BYD в Шэньчжэне после модернизации выпускает 750 автомобилей в день. Сегодня у BYD несколько производственных площадок в Китае, где сосредоточена большая половина мощностей компании (более 3 млн единиц в год). Автомобили компании выпускают на ее фабриках в Бразилии, Индонезии и Таиланде, а скоро к ним присоединятся заводы в Венгрии и Мексике. Кроме того, крупноузловая сборка гибридных моделей ведется сторонними компаниями, как, к примеру, на предприятии в Узбекистане.

В этом году Build Your Dreams увеличит поставки на глобальный рынок до 6 млн автомобилей, а после ввода новых предприятий достигнет и новых вершин, а к концу десятилетия выйдет на уровень в 10 млн единиц продукции в год. С поступательным ростом производства все затраты сокращаются, а значит, падает и себестоимость продукции. Уже к концу десятилетия стоимость батареи, по расчетам Oliver Wyman, снизится до 30% от стоимости автомобиля, что практически уровняет производственные затраты на выпуск автомобилей с ДВС и электроприводом. Build Your Dreams построит не только мечту клиентов, но и свою мечту, потому что ставит перед собой реальные цели.