Сразу отметим для тех, кто не в курсе: W12, который на протяжении двух десятилетий устанавливали на модели Bentley, не является оригинальной разработкой британцев – это результат совершенствования мотора, созданного концерном Volkswagen еще в конце 90-х гг.

Сами по себе двигатели W-образной конфигурации применялись в авиации еще в 20-е гг. прошлого века. Среди них, например, авиационный агрегат чешской компании Laurin & Klement образца 1926 года, выпускавшийся по лицензии французской Lorraine-Dietrich. При объеме 24,4 л он развивал мощность 450 л.с.

Конструктивно это был другой тип мотора – цилиндры в нем располагались в три ряда (по четыре цилиндра каждый). Для простоты восприятия его можно представить как V-образный двигатель, в развале блока которого находится еще один ряд цилиндров. Такие экзотические (и ненадежные) двигатели использовали и в автоспорте, но без успеха.

W12: начало

Двигатель W12 для Bentley устроен иначе. На свет он появился благодаря неугомонному Фердинанду Пиеху, под руководством которого концерн Volkswagen переживал пик своего могущества. Немецкие мотористы активно экспериментировали с разными вариантами конструкции, в том числе и на основе двигателей VR5 и VR6 с рядно-смещенной компоновкой.

Такие моторы сочетали преимущества рядных и V-образных двигателей, отличаясь компактностью конструкции с малой габаритной длиной и шириной. На базе этой концепции Пиех инициировал разработку более сложных силовых агрегатов с W-образной конфигурацией. Каждая половина блока у них выполнена по «смещенно-рядной» схеме, где цилиндры «упакованы» под небольшим углом друг к другу (15°). Развал между двумя половинками блока у W12 (т.е. состоящего из двух VR6) составлял 72°. Такой агрегат был на 24% короче традиционного V12.

В 1997 году был продемонстрирован концепт среднемоторного спорткара Volkswagen W12, который так и не пошел в серию. Серийный выпуск W-образных двигателей начался в 2001 году. Сперва ими оснащались родственные модели Audi и Volkswagen, включая топ-версию Passat с мотором W8 и представительские седаны A8 и Phaeton с атмосферным вариантом W12 под капотом.

Более 100 000 моторов, собранных вручную

Для Bentley история W12 началась в 2003 году, когда общекорпоративный шестилитровый мотор получил двойной турбонаддув. Благодаря этому мощность с изначальных 450 л.с. выросла до 560 л.с. Турбированную версию W12 начали устанавливать на первое поколение купе Continental GT, которое в плане инжиниринга также представляло собой творение Volkswagen (платформу D1 роскошная «двухдверка» разделяла с Phaeton).

Со временем предприятие Bentley в Крю стало крупнейшим производителем W-образных 12-цилиндровых двигателей. С 2003 года произведено более 100 000 таких агрегатов. Каждый двигатель собирали вручную из 2600 отдельных компонентов, процесс занимал около 7 часов.

За время своего существования двигатель W12 неоднократно модернизировался, прибавляя в отдаче. В 2015 году на кроссовере Bentayga дебютировал W12 6.0 TSI нового поколения (608 л.с. и 900 Н·м крутящего момента), который получил комбинированный впрыск.

Мотор с парой турбокомпрессоров совместил системы непосредственного и распределенного впрыска топлива. Также новый агрегат располагал антифрикционным покрытием цилиндров, нанесенным методом плазменного распыления, и системой деактивации половины цилиндров. Наиболее форсированный вариант двигателя W12 (750 л.с. и 1000 Н·м) отрядили купе и родстеру Batur, над которыми работало придворное подразделение Mulliner.

Рекорды и проводы на пенсию

На счету Bentley W12 несколько мировых рекордов. В 2007 году четырехкратный чемпион мира по ралли Юха Канккунен установил мировой рекорд скорости на льду, разогнавшись на Continental GT до 322 км/ч на расчищенном участке Ботнического залива. В 2011 году финн снова вернулся на лед для нового рекорда – уже за рулем 621-сильного кабриолета Continental Supersports, показав «максималку» в 330 км/ч.

А еще 12-цилиндровые Bentley успешно штурмовали гору Пайкс-Пик в американском штате Колорадо, где проходит самое известное в мире соревнование по скоростному восхождению. Сперва в 2018 году среди серийных кроссоверов отличился Bentayga Speed, преодолевший знаменитую трассу (дистанция заезда – чуть менее 20 км) за 10 минут и 49,9 секунды. Спустя год на Пайкс-Пик отправилось купе Continental GT, соревновавшееся в классе серийных моделей. Автомобиль поднялся на гору за рекордные 10 минут и 18,488 секунды.

По случаю выпуска последнего W12 в музее Bentley было организовано специальное торжественное мероприятие для сотрудников компании, занимавшихся сборкой 12-цилиндровых двигателей. Все они получили памятный подарок в виде поршня от этого мотора.

Итак, 12-цилиндровые Bentley уходят в историю. На смену W12 уже пришла новая гибридная силовая установка на основе V8. Первым ее получил новый Continental GT Speed. Но это, как говорится, совсем другая история.