Сразу отметим для тех, кто не в курсе: W12, который на протяжении двух десятилетий устанавливали на модели Bentley, не является оригинальной разработкой британцев – это результат совершенствования мотора, созданного концерном Volkswagen еще в конце 90-х гг.
Сами по себе двигатели W-образной конфигурации применялись в авиации еще в 20-е гг. прошлого века. Среди них, например, авиационный агрегат чешской компании Laurin & Klement образца 1926 года, выпускавшийся по лицензии французской Lorraine-Dietrich. При объеме 24,4 л он развивал мощность 450 л.с.
Конструктивно это был другой тип мотора – цилиндры в нем располагались в три ряда (по четыре цилиндра каждый). Для простоты восприятия его можно представить как V-образный двигатель, в развале блока которого находится еще один ряд цилиндров. Такие экзотические (и ненадежные) двигатели использовали и в автоспорте, но без успеха.
W12: начало
Двигатель W12 для Bentley устроен иначе. На свет он появился благодаря неугомонному Фердинанду Пиеху, под руководством которого концерн Volkswagen переживал пик своего могущества. Немецкие мотористы активно экспериментировали с разными вариантами конструкции, в том числе и на основе двигателей VR5 и VR6 с рядно-смещенной компоновкой.
Такие моторы сочетали преимущества рядных и V-образных двигателей, отличаясь компактностью конструкции с малой габаритной длиной и шириной. На базе этой концепции Пиех инициировал разработку более сложных силовых агрегатов с W-образной конфигурацией. Каждая половина блока у них выполнена по «смещенно-рядной» схеме, где цилиндры «упакованы» под небольшим углом друг к другу (15°). Развал между двумя половинками блока у W12 (т.е. состоящего из двух VR6) составлял 72°. Такой агрегат был на 24% короче традиционного V12.
В 1997 году был продемонстрирован концепт среднемоторного спорткара Volkswagen W12, который так и не пошел в серию. Серийный выпуск W-образных двигателей начался в 2001 году. Сперва ими оснащались родственные модели Audi и Volkswagen, включая топ-версию Passat с мотором W8 и представительские седаны A8 и Phaeton с атмосферным вариантом W12 под капотом.
Более 100 000 моторов, собранных вручную
Для Bentley история W12 началась в 2003 году, когда общекорпоративный шестилитровый мотор получил двойной турбонаддув. Благодаря этому мощность с изначальных 450 л.с. выросла до 560 л.с. Турбированную версию W12 начали устанавливать на первое поколение купе Continental GT, которое в плане инжиниринга также представляло собой творение Volkswagen (платформу D1 роскошная «двухдверка» разделяла с Phaeton).
Со временем предприятие Bentley в Крю стало крупнейшим производителем W-образных 12-цилиндровых двигателей. С 2003 года произведено более 100 000 таких агрегатов. Каждый двигатель собирали вручную из 2600 отдельных компонентов, процесс занимал около 7 часов.
За время своего существования двигатель W12 неоднократно модернизировался, прибавляя в отдаче. В 2015 году на кроссовере Bentayga дебютировал W12 6.0 TSI нового поколения (608 л.с. и 900 Н·м крутящего момента), который получил комбинированный впрыск.
Мотор с парой турбокомпрессоров совместил системы непосредственного и распределенного впрыска топлива. Также новый агрегат располагал антифрикционным покрытием цилиндров, нанесенным методом плазменного распыления, и системой деактивации половины цилиндров. Наиболее форсированный вариант двигателя W12 (750 л.с. и 1000 Н·м) отрядили купе и родстеру Batur, над которыми работало придворное подразделение Mulliner.
Рекорды и проводы на пенсию
На счету Bentley W12 несколько мировых рекордов. В 2007 году четырехкратный чемпион мира по ралли Юха Канккунен установил мировой рекорд скорости на льду, разогнавшись на Continental GT до 322 км/ч на расчищенном участке Ботнического залива. В 2011 году финн снова вернулся на лед для нового рекорда – уже за рулем 621-сильного кабриолета Continental Supersports, показав «максималку» в 330 км/ч.
А еще 12-цилиндровые Bentley успешно штурмовали гору Пайкс-Пик в американском штате Колорадо, где проходит самое известное в мире соревнование по скоростному восхождению. Сперва в 2018 году среди серийных кроссоверов отличился Bentayga Speed, преодолевший знаменитую трассу (дистанция заезда – чуть менее 20 км) за 10 минут и 49,9 секунды. Спустя год на Пайкс-Пик отправилось купе Continental GT, соревновавшееся в классе серийных моделей. Автомобиль поднялся на гору за рекордные 10 минут и 18,488 секунды.
По случаю выпуска последнего W12 в музее Bentley было организовано специальное торжественное мероприятие для сотрудников компании, занимавшихся сборкой 12-цилиндровых двигателей. Все они получили памятный подарок в виде поршня от этого мотора.
Итак, 12-цилиндровые Bentley уходят в историю. На смену W12 уже пришла новая гибридная силовая установка на основе V8. Первым ее получил новый Continental GT Speed. Но это, как говорится, совсем другая история.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт