Мы выяснили, что у наших пожарных-спасателей есть специальные инструкции по тушению электромобилей, разработанные и обобщенные в качестве рекомендаций в феврале 2022 года. Существует и памятка для автовладельцев, которую подготовили белорусские спасатели.

Из наставлений пожарных-спасателей следует, что автовладелец при задымлении в салоне или самопроизвольном возгорании батареи в пути должен:

  • остановиться по возможности подальше от других объектов и людей,
  • отключить внешний 12 В аккумулятор и немедленно покинуть салон вместе с пассажирами.

Потушить батарею простым огнетушителем не удастся, необходимо вмешательство профессиональных спасателей. Поэтому стоит сразу позвонить 112 и указать точные данные о типе автомобиля и батареи.

Что приводит к возгоранию литий-ионных батарей

По данным Пекинского технологического института, 38,5% пожаров электромобилей начинаются, когда машина стоит, 27,5% при зарядке аккумуляторной батареи. Риск возгорания растет при зарядке аккумуляторной батареи в холодное время года, в жаркую погоду вероятность пожара возрастает при ее перегреве.

Как правило, причиной возгорания литий-ионных батарей является короткое замыкание в одной или нескольких ячейках, при котором генерируется тепло. Повышение температуры приводит к расплавлению химического состава внутри батареи. При ДТП возможна ее разгерметизация от механического повреждения. Причиной пожара электромобиля может быть также перегрузка кабеля, выход из строя зарядного устройства, воспламенение других материалов.

! В среднем батарея содержит 8 кг лития, 35 кг никеля, 20 кг марганца и 14 кг кобальта, а ее масса может достигать 600 килограмм.

Поэтому при горении литий-ионных аккумуляторов выделяется целый ряд взрывопожароопасных и токсичных газов, основными из которых являются водород, метан, окись углерода, фтористый водород и цианистый водород, которые только усиливают горение. Вредные соединения могут привести к отравлению не только людей, находящихся в машине, но и оказавшихся рядом.

Почему не стоит тушить батарею самостоятельно

Опасность самостоятельного тушения возгорания электромобиля связана с высоким риском поражения электрическим током от высоковольтных систем, а также вероятностью взрыва, предупреждают специалисты. Сложность тушения в том, что литий-ионная АКБ герметизирована для защиты от пыли и влаги и горит даже без внешнего доступа кислорода, ведь в ее составе есть и горючие вещества и окислитель.

Тушат электромобили водой или углекислотой, воздействуя на открытое пламя и охлаждая батарею, что замедляет химические процессы. Существует также практика, когда электромобили погружают в резервуар с водой.

Испытания показали, что для тушения электромобиля необходимо до 10 000 литров воды, а скорость потока должна составлять до 200 л/мин для эффективного тушения и охлаждения.

Более экономичную и безопасную систему борьбы с горящими электромобилями предложили инженеры австрийской компании Rosenbauer. Они разработали устройство небольшой толщины, которое устанавливается под днищем горящего электромобиля. Инструмент специальным штырем пробивает отверстие в корпусе аккумуляторного блока, через которое внутрь подается большое количество воды под давлением. Устройство позволяет оператору управлять процессом тушения на расстоянии до 10 метров и снижает расход воды более чем в 4 раза.

Известны случаи, когда после аварии или ликвидации возгорания АКБ происходило ее повторное возгорание. Поэтому хранить аварийный электромобиль следует в безопасном месте, вдали от других объектов и общественных мест и категорически запрещено держать его в закрытых помещениях.