"В магазине заметили значительное биение"

Павел: "Купил в январе четыре летних колеса 245/40 R18, которые поставил на автомобиль в начале апреля этого года. Шины новые, но, несмотря на это, каждую неделю стал посещать шиномонтаж из-за того, что колеса постоянно разбалансировались и становились "яйцом". Машину при езде начинало трясти.

Когда третий раз поехал на шиномонтаж, мне сказали, что ничего уже не исправить, оптимизация диск-колесо уже не помогает. Сколько груза на диски ни вешай, шина от этого ровной не становилась.

Хотел сдать эти колеса продавцу, ведь чек и гарантийный талон есть. Приехал в магазин, где покупал шины. Там крутанули их на стенде - действительно, на двух колесах было замечено значительное биение. Но мне сказали, мол, покатайся еще, деньги пока не вернем. Я обратился к ним с устным заявлением об урегулировании спора в досудебном порядке, чтобы не нести денежные потери обеим сторонам, на что получил ответ, что по нашему законодательству не регламентируется биение и отклонение резины свыше 17-го диаметра. Деньги мне не возвращают.

Куда идти, кому писать? Получается, что покрышки свыше 17-го диаметра можно продавать кривыми и что это относится к недоказуемому по законодательству?"

До 16 и больше

Попробуем разобраться. Разбалансировка колес - это динамический дисбаланс шин в сборе с колесом, который устраняется корректирующей массой, проще говоря, грузиками или грузилами.

Обратимся для начала к ГОСТ 4554-97 "Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких, грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости". В данном документе содержатся сведения о том, сколько по массе таких грузил можно навесить на колесо.

Как мы видим, данные технические нормы предусмотрены только для дисков диаметром от 12 до 16 дюймов. Что касается биения шин, то тут тоже есть предельные нормы.

Но опять-таки этот ГОСТ ограничивается диаметром диска со значением 16.

У Павла диски больше. Тогда чем в его случае регулируются нормативы по биению и массе допустимого груза при балансировке? По гарантийному талону, который выписал продавец шин, он (продавец) не распространяет гарантию на шины при их дисбалансе из-за некачественного монтажа и балансировки.

Но к шиномонтажу претензий нет, поскольку проблему с биением шин диагностировал сам продавец. При этом он гарантирует соответствие шин заявленным требованиям при условии соблюдения потребителем ТКП 299-2011 "Автомобильные шины, нормы и правила обслуживания". Но в этом документе вы не найдете норм биения шин и допустимую массу грузил при балансировке. Вместе с тем в нем указан гарантийный срок службы шин - 5 лет со дня изготовления.

Прямая дорога к продавцу

За комментарием мы обратились к управляющему ООО "МастерШинаСервис" Павлу Иваницкому:

"Действительно, существующими нормами ГОСТа не установлены требования по динамическому дисбалансу шин, диаметр которых превышает R16. Если, допустим, на колеса диаметром R16 максимальное количество корректирующей массы (грузил) не может превышать 160 грамм на одно колесо, то для R17 и выше такие нормативы не предусмотрены".

Таким образом, ГОСТами нормы по балансировке шин диаметром выше 16 не оговорены, поэтому к шиномонтажу в данном случае претензии действительно не предъявишь, если балансировку и монтаж сотрудники проводили по правилам. Но предусмотрена рекламация, то есть претензия покупателя, предъявляемая продавцу или поставщику по поводу ненадлежащего качества товара.

Анализируя качество, обратимся к Закону РБ "О защите прав потребителей" (далее - Закон). В силу статьи 11 этого Закона потребитель имеет право на проверку качества товара. Если же в технических регламентах не указаны условия качества продукции, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых он обычно используется. Применительно к шинам это означает, что они должны безопасно ездить в сборе с дисками.

Таким образом, Павел может официально обратиться к продавцу с претензией о реализации товара ненадлежащего качества и потребовать либо расторжения договора и возврата денег (срок удовлетворения - незамедлительно, в соответствии с ч.1 ст.25 Закона), либо замены товара на товар надлежащего качества (срок удовлетворения - незамедлительно, в соответствии с ч.1 ст.23 Закона).

Если продавец не согласен с этим, он обязан самостоятельно назначить экспертизу качества товара, в проблеме будет разбираться квалифицированный эксперт. Но при этом надо понимать: если экспертиза не выявит брак, покупателю придется оплачивать ее стоимость самостоятельно.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.