Несмотря на то что работа над новым проектом административного кодекса еще не завершена, по словам чиновников, он будет изобиловать различными новшествами. Основное из них - система баллов, которые будут начисляться в "копилку" водителя при нарушении ПДД и вынесении за него взыскания. Для нас это в принципе не новость, так как об этом заговорили еще в 2018 году, когда был разработан проект закона о дорожном движении.

Однако решение вопроса растянулось на длительный срок, в связи с чем многие уже успели позабыть, что предложил нам законодатель своей инициативой и как он собирается реализовывать данный замысел. При этом в качестве примера в УГАИ МВД Беларуси был упомянут положительный опыт развитых европейских стран вроде Германии. Так что "подсмотрели", как говорится, и решили попробовать… Посмотрим, что получится.

Про баллы

В соответствии со ст.27-1 "Система начисления штрафных баллов" проекта закона о дорожном движении эти самые баллы будут начисляться не по всем видам нарушений.

Исключение коснулось таких нарушений, как:

  • управление транспортным средством с "номером", который скрыт либо подделан;
  • управление транспортным средством с "номером", который не читается, нестандартный или установлен с нарушением требований;
  • эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без страховки;
  • нарушение иных Правил дорожного движения.

В остальных же случаях в зависимости от размера штрафа будет начисляться и определенное количество баллов. Если статья КоАП предусматривает штраф до 3 базовых величин - один балл, до 5 базовых - два балла, до 10 базовых - три балла, свыше 10 базовых или лишение права управления - четыре балла.

С камерами фотофиксации законодатель решил не заморачиваться: при любом нарушении скоростного режима независимо от скоростных показателей в "копилку" водителя упадет один штрафной балл. Набрал 15 и более баллов - на 6 месяцев становишься пешеходом.

Тем не менее при этих подсчетах есть очень важный момент: учитываются (суммируются) только те баллы, которые начислены в течение одного года, предшествующего дню совершения последнего нарушения с начислением таких баллов. Проще говоря, если инспектор ГАИ остановил вас 1 мая, а в вашем активе уже есть штрафные баллы, которые приближаются к порогу "15", то от этой даты он отсчитывает обратно ровно один год, и если 15 баллов с учетом вновь совершенного правонарушения не набралось, то повезло.

Если применить эту систему к некоторым видам правонарушений, совершаемых водителями, то получится такая картина:

  • превышение скорости до 30 км/ч - 1 балл, более - 2 балла;
  • в течение года дважды превысил порог 20 км/ч - 4 балла;
  • непристегнутый ремень безопасности - 1 балл;
  • управление транспортным средством без допуска к участию в дорожном движении - 1 балл;
  • передал руль "бесправнику" - 4 балла;
  • не остановился по требованию инспектора ГАИ - 2 балла, если это повлекло преследование нарушителя экипажем ГАИ - 4 балла (если сразу не лишат "прав", что предусмотрено ч.3 ст.18.21 КоАП).

В общем, административный кодекс и калькулятор в руки, как говорится.

Как у них?

Раз уж УГАИ МВД при предложении балльной системы начисления штрафов сослалось на опыт других стран, посмотрим, как эта система работает там.

Штрафные баллы в Германии начисляются всем участникам дорожного движения старше 12 лет. Информация о них хранится в Федеральном управлении автотранспорта. В Германии критический порог не более 8 баллов, после чего лишение "прав" на полгода или дело прямиком идет в суд. При этом есть существенная разница в сохранении баллов - на родине Бетховена один балл (там его называют пунктом. - Прим. ред.) держится 2,5 года, два балла за одно нарушение - 5 лет, три - 10 лет. Если сразу удалось собрать три пункта, то "прав" можно лишиться тут же.

Набрал 5 баллов - значит, отправят слушать лекцию о безопасности дорожного движения, за которую придется заплатить из своего кармана. После лекции один балл спишут, но не чаще одного раза в пять лет. На 7-м балле ждет уже не лекция, а целый семинар - баллы не списываются.

Если немецкий водитель "заработает" на лишение, то по истечении срока наказания ему предстоит заново сдать экзамен и пройти медицинский тест на психическую вменяемость - так называемый "идиотентест", сдать который вовсе не просто.

Кратко пройдемся по немецкой системе баллов и нарушений:

  • превышение скорости более 20 км/ч - 1 балл;
  • превышение скорости в пределах населенного пункта свыше 40 км/ч - 2 балла;
  • пользование любыми гаджетами при включенном двигателе - 1 балл;
  • опасный обгон на автобане либо несоблюдение дистанции - 1 балл;
  • "шашки" на дорогах - 8 баллов, а если кто-то пострадает от постоянных перестроений и "подрезаний", то на 5 лет можно загреметь в места лишения свободы;
  • за нарушение правил парковки баллы не начисляются, поскольку данное нарушение не считается опасным, но штраф выпишут значительный.

Кстати, лишь 5% жителей Германии считают, что регулярный контроль скоростного режима на дорогах не повышает безопасность участников дорожного движения, а это свидетельствует, что основная масса населения поддерживает меры, принимаемые государством для обеспечения дорожной безопасности.

Наш вердикт

В целом скажем прямо: в Германии жестче будет, нежели предлагает наш законодатель. В какой-то мере новая система действительно ужесточит наказания и у нас, но в первую очередь это коснется злостных нарушителей - им придется взяться не только за ум, но и за калькулятор. Более-менее дисциплинированному водителю собрать за год "букет" из 15 баллов будет весьма сложно.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.