"Инспектор сказал, что без вариантов"

Виктория: "В июне решили с супругом пригнать автомобиль из США. Остановили внимание на седане Ford. Автомобиль купили с аукциона с тонированными боковыми и задним стеклами, после чего доставили его в Беларусь в пункт таможенного оформления.

При постановке на учет в ГАИ тонировку попросили снять: без вариантов, как сказал инспектор. А почему? Пока искали варианты с автомобилем из Америки, то возникло чувство, что там почти все тонированные, судя по размещенным в Сети фотографиям. Как нам поступить: снимать тонировку или есть варианты?".

"Пленочное покрытие придется снять"

Как обстоят дела с тонировкой автомобилей в Соединенных Штатах, редакция Автобизнеса уточнила у специалистов. Прокомментировал ситуацию представитель компании "Вест Моторс" Алексей:

"Если мы ведем речь о кроссоверах из США, то задняя полусфера там тонирована, стекла идут с маркировкой AS3. Это заводская тонировка. Такие автомобили на учет в Беларуси ставят без проблем, это допускается.

Если мы говорим об автомобилях в кузове седан, и он тонированный, то это однозначно будет пленочное покрытие стекла, которое перед прохождением сверки в ГАИ придется снять. Статистику о количестве тонированных автомобилей, которые мы поставляем на белорусский рынок, мы не ведем, но их  достаточно много. Мы, конечно же, разъясняем своим клиентам все нюансы с американскими автомобилями".

"Считаю, что данный пункт ПДД нужно менять"

С тонировкой, похоже, все ясно. А если на стекла нанесена бронировочная пленка? Свое мнение на этот счет высказал независимый эксперт Александр Коноплицкий:

"В соответствии с правилами дорожного движения запрещено эксплуатировать автомобиль, если на стеклах и (или) в оконных проемах транспортного средства установлены не предусмотренные его конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные (п.37 Приложение №4 к ПДД).

В этом случае правилами не оговаривается, какая это будет пленка, пусть даже абсолютно прозрачная, которую некоторые автовладельцы наносят с целью защиты автостекла от камней.

Я считаю, что данный пункт ПДД нужно менять, ведь прозрачная пленка не ограничивает видимость и обзорность. В данном случае такая пленка способствует дополнительной безопасности, удерживая осколки стекла при его разрушении и уменьшая вероятность травмирования людей внутри транспортного средства в случае ДТП".

В настоящее время на территории Республики Беларусь действуют положения Таможенного регламента Таможенного союза ТР ТС №018/2011. В соответствии с этим документом транспортное средство должно быть укомплектовано только стеклами, предусмотренными изготовителем автомобиля. Наличие дополнительных предметов или покрытий, в том числе пленочных, ограничивающих обзорность водителю, не допускается. Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.

Наш вердикт

Таким образом, нашей читательнице Виктории придется снять пленочное покрытие с автомобиля, поскольку оно не предусмотрено заводом-изготовителем.

Если же на дороге тонированный не по правилам автомобиль попадется инспектору ГАИ, то ответственность за это наступает по части 3 статьи 18.12 КоАП.

Статья 18.12. Hарушение правил эксплуатации транспортного средства

3. Управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до одной базовой величины.

Но это не самое страшное, поскольку некоторые территориальные подразделения ГАИ помимо штрафа выдают водителям тонированных автомобилей предписание с текстом такого (или похожего) содержания: "В целях обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики правонарушений правил дорожного движения Вам предписывается организовать выполнение следующих мероприятий: устранить пленочное покрытие автомобиля, о чем уведомить ГАИ до (число)".

Что будет, если проигнорировать это предписание? Водителя могут привлечь к ответственности уже по более "тяжелой" статье Административного кодекса.

Статья 23.1. Неисполнение письменного требования (предписания)

Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение письменного требования (предписания) об устранении нарушений, о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, вынесенного в соответствии с законодательным актом уполномоченным должностным лицом государственного органа (организации), либо неинформирование государственного органа (организации) в установленный срок об исполнении такого требования (предписания) –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

P.S. Ответ ГАИ на петицию автовладельцев о снятии запрета на тонировку:

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в  правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.