С чего начать?

О том, как правильно передать автомобиль в ремонт, Автобизнес поговорил с управляющим одной из столичных СТО Павлом Иваницким:

– Как бы банально это ни звучало, но все начинается с оформления соответствующих документов. Клиент, как правило, хочет сделать ремонт максимально быстро, но не стоит забывать про надлежащее оформление бумаг.

В заявке-заказе указываются персональные данные клиента, сведения об автомобиле. Если клиент предоставил свои запчасти, это обязательно указывается отдельной графой. В этом же документе прописывается планируемый срок окончания работ.

Далее мастер-приемщик и клиент отправляются осматривать автомобиль. Это важный момент, поскольку впоследствии в случае спорных или конфликтных ситуаций по документам мы сможем определить комплектность автомобиля: количество топлива, наличие колпаков на колесах, “запаски”, аптечки, ковриков и прочих предметов, используемых автовладельцами. Все это указывается в приемо-сдаточном акте к заказу. 

Особое внимание мастер-приемщик уделяет описанию внешнего вида автомобиля и отмечает в карте имеющиеся повреждения кузова.

Дальше проводится диагностика автомобиля, после чего мастер пошагово отмечает, какие виды работ с автомобилем необходимо провести. Сведения заносятся в карту осмотра автомобиля это внутренний документ, который клиенту не передается. Но необходимые виды работ вносятся в заявку-заказ, и клиент видит, что планируется исправлять в его авто.

Предварительную стоимость мы указываем в заявке, но не всегда можно сразу все просчитать, пока автомобиль не поднимешь на подъемник или не разберешь некоторые его узлы или агрегаты. 

Если стоимость работ меняется, это обязательно согласовывается с клиентом, как правило, по телефону. В настоящий момент стоимость одного нормо-часа составляет 44 рубля. Мастер-приемщик через специальные программы указывает, какие виды работ должны быть произведены, какое количество времени на это должно уйти. Если тот же автослесарь не уложился в срок, то это, как говорится, его проблемы. Изменять нормо-час на СТО права не имеют.

Как правильно принять работу?

После проведения ремонтных работ составляется заказ-наряд, где указываются выполненные работы и их стоимость в соответствии с нормо-часом, а также использованные запасные части и материалы. Само собой, к этому документу прилагаются чеки.

Следует отметить, что не всегда СТО может провести определенные работы, поэтому иногда привлекаются узкие специалисты из сторонних организаций. Это все указывается в документах. Но даже несмотря на то, что конкретно мы некоторые работы не делали, ответственность несем за все согласно действующему законодательству.

Когда автомобиль отремонтирован, заказ-наряд подписывается клиентом и мастером-приемщиком. Все претензии по комплектности и внешнему виду заказчик предъявляет непосредственно при получении машины – это прописано в соответствующих СТБ. Что касается гарантии на выполненные работы, то на техническое обслуживание она составляет 20 дней при пробеге не более 2000 километров, а на текущий ремонт 30 дней при пробеге не более 2000 километров.

Даже если на СТО в результате диагностики не обнаружили неисправность, клиенту на руки все равно выдается диагностическая карта с чеком об оплате услуг. Если ремонт был, то выдается заказ-наряд (акт сдачи-приемки выполненных работ), в котором прописывают стоимость работ по каждой позиции, а также стоимость и количество запчастей. Ну и чеки, куда же без них.

И еще один момент. Последнее время в СМИ мы часто читаем истории о том, как сотрудники СТО, иногда в пьяном виде, берут автомобиль клиента и едут искать себе приключения. Как правило, они их находят, что становится огромной проблемой для владельцев автосервиса, поскольку в итоге это их "косяк", им отвечать, в том числе и материально. 

Все это следствие низкой служебной дисциплины. У нас, допустим, автослесарь не имеет доступа к ключам от автомобилей и документам, они находятся только у мастера-приемщика, который в случае необходимости осуществит запуск двигателя или выедет из ремонтного бокса. Клиентам, кстати, доступ в ремонтную зону запрещен, для них оборудован отдельный уголок, где они могут на экранах мониторов наблюдать за ремонтом или обслуживанием своего автомобиля. 

От редакции

Гарантировать отсутствие проблем на 100% сложно, поэтому дадим несколько советов, как обезопасить себя от различного рода "покатушек" сотрудников СТО на вашем авто:

  • перед передачей автомобиля на ремонт сфотографируйте пробег на одометре;
  • GPS-датчик поможет определить, что на автомобиле совершается поездка, и есть возможность заблокировать двигатель удаленно;
  • видеорегистратор, который включается при повороте ключа, также позволит выяснить, куда ездили мастера СТО.

Со всей этой информацией вы сможете предъявить претензии руководству СТО и потребовать возмещения вреда, уменьшения стоимости выполненных работ, расторжения договора и прочих уступок, поскольку услуга при таких обстоятельствах не может считаться качественной. 

Не стоит забывать про закон о защите прав потребителей, в котором предусмотрены возможные требования клиента. И главное документы. Их обязаны предоставить, если ваш автомобиль побывал в автосервисе.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.