"Инспектор смотрел именно на меня"
Наш читатель Роман мечтал об автомобиле давно. В итоге он нашел то, что хотел, – Opel Insignia 2011 года выпуска. Авто продавалось в автохаусе ООО "Авалон Авто" за 22.320 рублей, что соответствовало как состоянию автомобиля, так и его возрасту.
"10 марта 2020 года я решился на покупку, – рассказывает Роман. – Сотрудники автохауса все разъяснили, все показали, и мы оформили покупку автомобиля по счет-справке. 14 марта я прибыл в МРЭО, чтобы поставить автомобиль на учет. Прошел сверку и направился к окошку регистрации с заявлением о постановке на учет.
"Ваша машина в розыске", – прозвучало от инспектора ГАИ. Сначала подумал, что это адресуется не мне, но инспектор смотрел именно на меня, что красноречиво свидетельствовало о том, что я "попал". По вызову инспектора ГАИ прибыла оперативно-следственная группа, а автомобиль отправили на проверку в Минское РУВД.
О случившемся я сразу же сообщил представителю автохауса, но там сказали, что это какое-то недоразумение, надо подождать результатов проверки в милиции.
Результаты появились только в середине июня 2020 года в виде постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Из него я узнал, что автомобиль уже ставился на учет в Беларуси и прибыл к нам из России. Схема такая: некий гражданин Амангелдиев А.Ю. пригоняет Opel Insignia из Российской Федерации и регистрирует на свое имя, затем снимает с учета и передает некому Пашковскому А.О. по доверенности, а тот в свою очередь заключает договор комиссии с ООО "Авалон Авто", после чего машину приобретаю я.
Что интересно, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела сказано, что автомобиль в розыске не значится, но правоохранительные органы России разыскивают автомобиль с номером двигателя, который установлен на моем Opel Insignia. Были проведены экспертизы – по их результатам и документы, и VIN авто не изменялись.
В итоге в постановлении указали, что я добросовестный приобретатель, и порекомендовали идти в суд, чтобы признать право собственности на автомобиль.
Конечно же, я предоставил все документы в ООО "Авалон Авто" и потребовал вернуть деньги за автомобиль. Но меня уверили, что просто нужно идти в суд и признавать право собственности, мол, все хорошо, никаких ограничений по автомобилю нет, а автосалон мне поможет составить необходимые документы для обращения в суд. Автомобиль, кстати, в милиции мне передали на ответственное хранение.
"Радости моей не было предела"
В суд документы составляли представители автохауса от моего имени. Первое заседание было назначено на 10 сентября 2020 года. Забегая вперед, в итоге 26 октября суд принял решение оставить заявление без рассмотрения.
При подготовке к судебному заседанию суд запросил информацию из ГАИ. Так, в соответствии со справкой от 10.09.2020, подписанной Врио заместителя начальника УГАИ МОБ Мингорисполкома, розыск Opel Insignia в настоящее время прекращен, в связи с чем все ограничения на регистрацию сняты.
Радости моей не было предела. Я взял у суда копию справки и отправился прямиком в МРЭО ГАИ. Однако там на меня посмотрели как на какого-то странного персонажа: мол, вы что, вам же уже говорили, что автомобиль в розыске, на учет его поставить невозможно. Тем не менее заявление о постановке на учет у меня приняли. Все это оставило странное чувство и недопонимание – по официальному документу, предоставленному суду, ограничений на регистрационные действия нет, а в самой ГАИ говорят, что ограничения есть. Как так?
12 октября 2020 года я получил письмо от начальника ГАИ Минска, в котором мне отказали в постановке автомобиля на учет".
От редакции
Временно остановим рассказ читателя и обратимся к документу. За основание при отказе взят п.52 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств. Какие случаи перечислены в этом пункте?
- документы не соответствуют требованиям законодательства или содержат недостоверную информацию;
- видоизменены маркировки VIN;
- транспортное средство находится в розыске.
Как следует из заключения экспертов, с документами на автомобиль все в порядке, как и с его VIN. Остается розыск. Но в соответствии со справкой из этой же ГАИ от 10.09.2020 розыск прекращен. Однако мы перепроверяем еще раз:
В автомобиле два VIN, мы проверили оба – розыска нет. Тогда на основании чего отказали в постановке автомобиля на учет, если нет ни одного из трех оснований, предусмотренных п.52 Положения? Как следует из текста документа, "на основании информации из УМВД по Тамбовской области о хищении автомобиля".
Однако "на основании информации" Положением отказ не предусмотрен. На основании наличия розыска – да, но тот снят согласно представленному ГАИ документу в адрес суда и сведениям, полученным из базы данных. Следует отметить, что и в России в розыск этот автомобиль не объявляли, что весьма необычно в случае хищения авто.
"Мутная" история
Роман после всех своих злоключений, получения ответов от ГАИ и решения суда вновь обращается в автохаус с требованием вернуть деньги. Его сотрудники не против, даже подкрепили слова гарантийным письмом, которым ООО "Авалон Авто" обязалось довести до конца разбирательство с постановкой автомобиля на учет в ГАИ. В противном случае они обязались вернуть деньги не позднее 31 декабря 2020 года. Под елочку, так сказать.
"Но Новый год остался лишь в памяти, а ситуация не изменилась. Я уже устал звонить в автосалон с просьбой разрешить ситуацию в нормальном русле, но там перестали на мои звонки отвечать, – сокрушается Роман. – Что теперь мне с автомобилем, собственником которого я не являюсь, делать? Деньги "ушли", на автомобиле ездить запрещено, на учет я его не поставил".
В настоящий момент от российских правоохранителей поступило заявление о возврате автомобиля на территорию РФ. Это предусмотрено Соглашением о сотрудничестве государств – участников СНГ. Решение остается за отечественными правоохранителями, но мы бы на их месте не торопились, так как история эта совсем уж "мутная". И вот почему.
По этому делу есть некая российская фирма, которая в 2018 году начинает процедуру банкротства. Вместо директора назначается управляющий по банкротству, который выясняет, что на фирме числится Opel Insignia, которого по факту в наличии нет. Он обращается в связи с этим с заявлением в правоохранительные органы РФ, которые устанавливают, что осенью 2018 года неизвестный похитил этот автомобиль с территории фирмы, а затем от имени директора фирмы-банкрота продал некоему гражданину Мирзояну Т.В. При этом в ГИБДД сдаются оригиналы договоров купли-продажи.
В Беларусь автомобиль привозит уже Амангелдиев А.Ю., который ставит/снимает его с учета, получает отечественные "транзиты" и по доверенности передает Пашковскому А.О., который в свою очередь по договору комиссии и на основании этой доверенности передает транспортное средство ООО "Авалон Авто", а автохаус продает авто Роману.
Такие "схемы" со сменой нескольких собственников в небольшой промежуток времени говорят о том, что, возможно, просто прячутся следы. С этим, конечно, разбираться российским следователям, но как бы цепочка событий не привела к самой фирме-банкроту, которая таким образом избежала изъятия машины за долги перед кредиторами и решила под конец своего существования "подзаработать".
Что делать?
Роману можно обратиться в суд с иском к автосалону о расторжении договора купли-продажи в рамках закона о защите прав потребителей, такие иски пошлиной не облагаются. Шансы выиграть это дело хорошие, поскольку в право собственности на приобретенный автомобиль он не вступил, причем не по своей вине. Порядок и условия обращения в суд редакция Автобизнеса ему разъяснила.
Кроме этого, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечения их возврата, пока идут судебные споры, процедуру возврата автомобиля в Россию можно официально приостановить.
Дальше уже автосалон имеет право разбираться с теми, кто выставил машину на продажу. Конечно, нужно допустить, что ООО "Авалон Авто" такая же жертва обстоятельств, как и Роман, ведь ГАИ без проблем сняла машину с учета перед постановкой на комиссию.
"Подобная ситуация с нами произошла впервые, – говорил директор ООО "Авалон Авто" Антон Дроздов. – Предыдущий владелец Opel Insignia передал нам автомобиль на комиссию без каких-либо обременений, мы это проверяли и сами присутствовали в ГАИ при снятии машины с учета. В настоящий момент мы находимся в плотном контакте с ГАИ, от которой ждем сведений по автомобилю, касающихся наличия или отсутствия запретов на совершение регистрационных действий. Свои обязательства по гарантийному письму, выданному Роману, мы готовы выполнить, но все упирается в получение сведений от ГАИ. Если для Романа будет необходимость устанавливать право собственности в суде, готовы возложить на себя вопросы по оплате адвокатов и госпошлин, равно как и нести иные расходы по делу".
P.S. Роман получил от автосалона ответ на претензию о расторжении договора, который он предоставил в адрес редакции:
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.
Контакты для связи:
- мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
- электронная почта pravo@abw.by.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
Gerk
31 Января 2021 5:39
Вернуть канторке тачку и забрать свои деревянные - законное право покупателя, а те уже пусть берут своих юристов и работают над мутной схемой. Удачи вам Роман.