Штраф и стекло

На этой неделе Автобизнес рассказывал о рейде ГАИ: сотрудники в скрытом режиме выявляли нарушителей ПДД с помощью прибора фотофиксации "Бинар" прямо из салона автомобиля. О том, в каких случаях это допускается, мы упомянули в том же тексте.

Наш читатель Юрий о работе инспекторов ГАИ в таком режиме узнал из СМИ, причем еще до того, как сам "попался" за нарушение скорости. Но он все равно остался озадачен:

"Ехал по трассе Минск – Витебск. Вдоль дороги на обочине стоял Lada Largus в милицейской раскраске, и через заднее стекло этой машины я увидел вспышку камеры. Скорость я действительно превышал, так что все и так понял. "Письмо счастья", из которого следовало, что я должен заплатить государству 14,5 рубля штрафа, пришло через пять дней.

С этим все понятно, меня смутил другой факт. Нарушение было зафиксировано камерой Poliscan M1HP, которую мы обычно видим на треноге, установленной вдоль дороги. Получается, что эту камеру затянули в салон автомобиля и оттуда снимают. Но разве так можно? Ведь между объективом камеры и автомобилем есть преграда – автомобильное стекло. Плюс к этому температура в авто и на улице зимой значительно разнится. Какова точность измерений камерой фотофиксации в данном случае? А если в конструкции стекла патрульного авто установлен обогрев, ведь это электрический ток (электрическое поле) между камерой (датчиком) и автомобилем? Считаю, что такие условия могут повлиять на точность измерений. 

Например, если автомобиль оснащается устройством BelToll (система электронного сбора платы за проезд в Республике Беларусь. – Прим. ред.), а лобовое стекло такого автомобиля металлизированное, то предусмотрено внешнее и внутреннее устройство, что подтверждает мою версию. И почему отсутствовал предупреждающий знак о том, что на участке дороги проводилась фотофиксация?"

Система и ошибки

Если конкретно говорить о датчике фиксации скорости Poliscan M1HP, то многие водители привыкли видеть его в таком виде:

Но, как следует из информации с сайта производителя этих систем, установка камеры возможна как на треноге в защитном антивандальном корпусе, так и в автомобиле. 

О том, что Госавтоинспекция будет использовать мобильные датчики контроля скорости в патрульных машинах, Автобизнес сообщал в минувшем декабре. Причем местонахождение таких камер не афишируется, в отличие от стационарных, о которых можно узнать на сайте СЗАО "Безопасные дороги Беларуси".

Поэтому ответ на первую часть вопроса – можно ли использовать такой радар из салона автомобиля? – положительный. Как указал производитель, "ошибочные измерения в результате неправильной установки или ошибки оператора предотвращаются благодаря сочетанию дизайна системы и присущих возможностей лазерной системы". 

Знаки и обогрев

Ну а что с точностью измерений и обогревом стекла? Давайте разбираться.

При установке бортовых устройств BelToll в автомобилях, у которых металлизированное лобовое стекло, действительно предусматривается два модуля – внутренний (для информирования водителя и декларации транспортного средства) и внешний. И это натолкнуло нашего читателя на мысль, что обогрев стекла может на что-то влиять.  

Но металлизированные автостекла – это не металлические нити для обогрева стекла. Это стекла, на которые при изготовлении наносится слой оксида металла (металлизированная пленка), что уменьшает количество инфракрасного и ультрафиолетового излучения, попадающего в транспортное средство, но может мешать прохождению радиоволн. Принцип же работы датчика фиксации скорости – лазерный луч.

Редакция Автобизнеса все же задала вопрос по этому поводу специалистам СЗАО "Безопасные дороги Беларуси", которые сообщили, что датчики контроля скорости, расположенные в салоне авто, устанавливаются и направляются через ту часть автомобиля, где электрообогрев на стекле отсутствует.

Научных исследований или указаний в инструкции к прибору фотофиксации о том, что наличие обогрева влияет или не влияет на точность измерений, мы, к сожалению, не нашли. Был патрульный автомобиль оборудован задним стеклом с подогревом или нет (через которое, по словам Юрия, "стреляла" камера), мы утверждать не можем. 

Что касается обязательной установки знака, предупреждающего о "замере" скорости, то здесь определенности гораздо больше. Такой знак ПДД не предусмотрен, а его установка в местах, где осуществляется контроль скорости, – инициатива СЗАО "Безопасные дороги Беларуси". 

Как ранее сообщали специалисты этой компании, например, на участке дороги с ограничением 90 км/ч скорость превышают 20-30% водителей. А вот там, где стоит датчик контроля скорости с предупреждающим знаком, таких нарушений фиксируется не более 1-2%. Однако такие знаки в местах контроля скоростного режима могут и не устанавливаться – это всего лишь инициатива компании, которая направлена на снижение аварийности и соблюдение ПДД.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.