Вот и наш читатель Сергей столкнулся с ситуацией, когда в его гарантийном Renault Duster приказала долго жить мультимедийная система. Дилер признал случай гарантийным, согласился принять автомобиль для ремонта, но необходимую запчасть доставят только... к сентябрю 2022 года! А сейчас на дворе июнь. "У нас форс-мажор", – развели руками в сервисе. 

Что есть форс-мажор

Гражданское законодательство четко не определяет значение термина "форс-мажор" и лишь вскользь говорит о том, что если кто-то не исполнил взятое на себя обязательство (в том числе по срокам ремонта), то он может не нести за это ответственности, если докажет, что наступили обстоятельства непреодолимой силы, которые не позволили выполнить такие обязательства (ч.3 ст.372 ГК).

Так что ремонтная организация должна доказать, что обстоятельства, которые не позволяют выполнить ремонт в сроки, имеют место быть. Заводы работают и в России, и в Китае. Логистика? Да, с этим есть определенные сложности, учитывая современные реалии, но опять-таки это задача дилера, возложенная на него законом, – обеспечить наличие запчастей. Обязательства перед клиентами никуда не денутся, несмотря на ситуацию в стране и мире.

Сроки не резиновые

Бесплатное устранение недостатков (то есть гарантийный ремонт) должно быть произведено незамедлительно (ст.22 Закона). Если это не представляется возможным, то максимальный срок ремонта не может превышать 14 дней, а по письменному соглашению – не более 30-ти. При нарушении данных сроков предусмотрена выплата неустойки за каждый день просрочки в размере 1% цены товара (ст.26 Закона). 

Цена определяется исходя из цены товара той же модели (марки, типа, артикула и др.), которая есть у продавца на момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения, если стороны конфликта не смогли прийти к компромиссу.

Статья 311 ГК. Понятие неустойки

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Напомним, что предоставление подменного автомобиля на период проведения гарантийного ремонта не предусмотрено (постановление Совмина №778).

Если "накипело", то при заоблачных сроках ремонта в принципе можно ставить вопрос о расторжении договора и возврате уплаченных за автомобиль денег, так как речь может идти о существенном недостатке товара, который отремонтировать по закону должны, но не могут.

Если закончилась гарантия

Как следует из ст.29 Закона, при оказании услуг исполнитель обязан выполнить работы в срок, установленный договором. Но ремонтники часто стараются сроки не прописывать, чтобы не ограничивать себя определенными временными рамками.

Важный момент: согласно п.93 Правил бытового обслуживания потребителей (постановление Совмина №1590) при оказании бытовых услуг по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств оформляется документ, подтверждающий заказ, который должен содержать планируемый срок оказания услуги (выполнения работы).

Поэтому при передаче автомобиля в ремонт требуйте от ремонтных организаций указывать сроки окончания работ – это их прямая обязанность, регламентированная законодательством.

Если же установленные сроки нарушены, то вы в соответствии со ст.30 Закона имеете право:

  • назначить новый срок;
  • поручить выполнение ремонта третьим лицам и потребовать возмещения расходов;
  • потребовать снизить стоимость работ;
  • расторгнуть договор.

Новые сроки прописываются в договоре, и если даже они не соблюдаются, то клиент СТО может выдвинуть любое из вышеперечисленных требований, в том числе о расторжении договора. В таком случае мастера не вправе требовать возмещения своих затрат, понесенных в результате фактически частично выполненных работ, пусть и не доведенных до конца (ч.5 ст.30 Закона).

Неустойка? Да! Если сроки нарушены, то ремонтная организация должна выплатить неустойку за каждый день просрочки в размере 1% цены выполненных работ вплоть до их окончания. Если эта цена не определена, тогда неустойка исчисляется в размере 1% общей цены заказа.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Aвтобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.