В редакцию Автобизнеса обратился автовладелец, который стал "жертвой" погодных условий. В одно "прекрасное" утро он увидел, что его автомобиль поврежден упавшей совсем рядом с машиной глыбой льда.

Антон: "Сигнализации в машине нет, поэтому об инциденте я узнал лишь утром, когда собирался на работу. Автомобиль был припаркован во дворе вдоль проезжей части, дома старые, еще со скатной крышей. Сосулек на них всегда хватало, сколько живу – столько и помню. Периодически сотрудники коммунальных служб очищали крышу от снега разными причудливыми способами, а сосульки сбивали при помощи автовышки. Об этом, естественно, жильцов предупреждали, территорию вдоль дома огораживали лентой.

В этот день ничего подобного не было, то есть работы по очистке крыши от снега и льда не проводились, а это значит, что сосулька, упавшая рядом с машиной, сделала это без помощи человека. Повреждены обе двери слева, треснуло одно из стекол. Повреждения терпимые, так скажем, но видимые, все равно делать придется. Кто ответит за подобный инцидент, ведь я был припаркован правильно, без нарушений? Можно ли рассчитывать, например, на компенсацию моих предполагаемых расходов?"

Как снег на голову

Ситуация, произошедшая с Антоном, неприятная. Если бы коммунальщики счищали с крыши снег и лед и в этот момент "прилетело" в чужую машину, определить виновников инцидента проблем не составило бы. А так природа решила, что в определенном месте в определенное время это должно было произойти, и тем не менее…

Начнем с того, что машина в движении не находилась, а значит, это не ДТП. Рассчитывать на страховку можно лишь в том случае, если страховой полис заключен по системе КАСКО, то есть страхование добровольное, да и то такое "событие" должно быть предусмотрено договором. Читайте договор внимательно.

Теперь о главном, как говорится. Каждый жилой дом обслуживается организациями жилищно-коммунального хозяйства. Своевременная очистка крыш от снега, льда и прочих "приятностей" входит в прямые обязанности таких организаций. И это не шутки, ведь речь может идти не только о повреждении имущества, но и о жизни и здоровье людей. Есть и специальные методички, когда и как такие процедуры нужно проводить. Но обывателю эти методички, а также инструкции о том, кто, как и когда должен был что-либо сделать, неизвестны. Поэтому:

  • вызываем наряд милиции, который проведет осмотр места происшествия;
  • пишем заявление о привлечении неустановленных лиц к ответственности;
  • делаем собственную “фотогалерею” – не помешает, просим опросить в качестве свидетеля того-то и того-то, если таковые есть;
  • обращаемся на СТО за оценкой повреждений.

Дальше проходит милицейская проверка, из организаций ЖКХ истребуются соответствующие инструкции, опрашиваются должностные лица и работники, в ведении которых находится дом, и т.п. Дальше два варианта: виновник либо будет установлен, либо нет.

При наличии нарушений со стороны обслуживающей организации в ее интересах вопрос с потерпевшим закрыть полюбовно. И делает это именно организация, а не непосредственно работник, который что-то там не усмотрел. Со своим сотрудником потом сами разбирайтесь. Задача автовладельца – направить в такую организацию претензию о досудебном урегулировании спора. Откажут – в суд.

Если виновник проверкой не установлен, тогда тоже прямая дорога в суд с иском о возмещении вреда. Как правило, и в первом, и во втором случаях милиция выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела с мотивировкой: "Рассмотрение данного спора осуществляется судом в гражданско-правовом порядке".

По общим правилам гражданского законодательства вред подлежит возмещению лицом, такой вред причинившим. Есть определенные процедуры, по которым представители ЖКХ проводят осмотры крыш, тем более когда погодные условия такие, как последнее время.

Судебная практика такова, что загадывать не стоит, но шанс выиграть дело достаточен, чтобы этим заняться. Кстати, если машина припаркована в неположенном месте, это лишний "козырь" для представителя жилищно-коммунального хозяйства. Имейте это в виду.

Расширим тему.

"Прилетело" на стоянке

Достаточно много стоянок находится под мостами, развязками, арками или иными подобными сооружениями. Оставленная в таких местах машина, если все сделано официально, как говорят юристы, принимается на хранение. Это значит, что владелец автостоянки несет ответственность за повреждение имущества, если таковое произойдет.

Как следует из постановления Совмина №9 (в ред. от 21.06.2011), владелец автомобильной стоянки обязан ее содержать в надлежащем состоянии, производить осмотр и уборку территории, а в зимний период обеспечивать своевременную очистку от снега и наледи мест стоянки. Это касается и конструктивных элементов стоянки.

25. Владелец автомобильной стоянки отвечает за утрату или повреждение транспортного средства, принятого на хранение, если не докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы либо из-за свойств транспортного средства, о которых владелец автомобильной стоянки, принимая транспортное средство на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности владельца транспортного средства (хранение в транспортном средстве легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и предметов, постановка транспортного средства на хранение с неисправным электрооборудованием, течью горюче-смазочных материалов, разогрев двигателя открытым огнем и другое).

Убытки, причиненные владельцу транспортного средства утратой или повреждением транспортного средства, возмещаются владельцем автомобильной стоянки в соответствии с техническими нормативными правовыми актами, если договором не предусмотрено иное.

"Прилетело" от фуры

Если машина находилась в движении и с тента фуры, например, сорвало кусок льда, который повредил идущее сзади авто, то это ДТП. При этом потерпевший водитель должен следовать ПДД: остановиться, включить "аварийку" и выставить знак аварийной остановки. Дальше вызываем ГАИ для фиксации аварии.

Обычная страховка ущерб не покроет – надежда только на КАСКО.

Что интересно, обязанности счищать с фуры лед у ее водителя нет – он должен лишь проверять техническое состояние машины и следить за правильным закреплением груза во избежание его падения. Снег и лед – это не груз, а природные осадки.

Из всего этого следует, что взыскание ущерба с владельца фуры практически бесперспективно. Да, общие правила о взыскании вреда не запрещают обращаться в суд с подобными исками к виновнику, только виновность эту еще нужно доказать. И если инструкций и правил по очистке тягача и прицепа нет, то и вины соответственно нет.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи:

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!