Поначалу радикальных изменений не будет
Еще в самом проекте предполагалось внесение минимальных изменений в законодательства двух стран, чтобы распространить действие договора страхования, заключенного на территории одного государства, на страховые случаи, которые имели место на территории другого.
Покрытие страховых случаев предполагается осуществлять в порядке, который применяется в формате международной системы страхования "Зеленая карта". Также планируется учитывать стаж вождения на основании белорусского водительского удостоверения при заключении договора ОСАГО на территории России.
Если обратиться к декрету Высшего государственного Совета Союзного государства №6 от 04.11.2021 "Об основных направлениях реализации Договора о создании Союзного государства", то программа предусматривает обеспечение единых принципов страхового надзора.
Сделать предлагалось немало:
- гармонизировать подходы к регулированию и надзору за страховщиками;
- провести сравнительный анализ законодательств двух стран на предмет сопоставимости подходов к регулированию и надзору;
- определить условия допуска на страховой рынок;
- согласовать предложения по внесению изменений.
И далее по списку, как говорится. Со стороны Беларуси за эти вопросы отвечает Минфин, со стороны РФ – Центробанк России как контролирующие страховой рынок в своих странах организации. И в начале 2023 года закон уже планируется принять.
В ноябре 2022-го глава Всероссийского союза страховщиков заявил, что полисы, приобретенные в России, могут заработать в Беларуси с начала 2023 года. Аналогичная ситуация ожидается и в Беларуси, то есть наши полисы заработают в РФ. А дальше планируется подключить к делу и другие страны ЕАЭС.
Как заверяют чиновники, единый полис не будет дороже прежнего национального (о цене чуть ниже). Но некоторые эксперты говорят о возможном подорожании страховки по "естественным" причинам. Так, растут цены на автомобили, на их ремонт и обслуживание, что учитывается при расчете стоимости ОСАГО в России. Страховщики указывают на то, что текущие цены в настоящий момент не отвечают актуальной ситуации на рынке.
На начальном уровне, как следует из заверений экспертов, ни о каком радикальном изменении в законодательствах обеих стран речи не идет. Планируется, что для начала будут доступны два вида страховок: первый действует только на территории страны, оформившей страховку; второй – на территории Союзного государства независимо от того, в какой стране выписывалась страховка.
В целом же, чтобы унифицировать законодательства Беларуси и России применительно к рынку страховых услуг, потребуется не один год, поскольку нормативная база просто огромна, ее правоприменение отличается. Одних только распоряжений и указаний Центробанка России к закону об ОСАГО не счесть. В Беларуси страховой рынок по своему объему гораздо меньше, тем не менее "нормативка", регулирующая отношения в области страхования, весьма значительна. Так что у законодателей и экспертов работы в этом направлении предстоит хоть отбавляй.
Единая цена не означает дешевле
Как сообщил заместитель председателя комиссии Парламентского собрания по законодательству и регламенту Сергей Сивец изданию "Известия", стоимость единого полиса ОСАГО для граждан России и Беларуси будет одинаковой: "Абсолютную цифру называть еще рано, но она будет единой. Проект концепции предполагает унификацию подходов к автогражданской ответственности, и сегодня он находится в высокой степени готовности".
Но одинаковая стоимость не значит дешевле или на прежнем уровне.
Исполнительный директор бюро "Зеленая карта" Сергей Разуван со своей стороны ответил "Известиям": "Концепция закона предполагает на первом этапе возможность взаимного признания полисов даже в условиях отличных друг от друга национальных законодательств. Предлагается применение принципа, при котором порядок заключения договора и ценообразование определяются законодательством страны, выдавшей полис, а порядок урегулирования требований потерпевших, в том числе страховые лимиты, регулируются законами страны, на территории которой произошло ДТП. Унификация требований по тарифам, коэффициентам, влияющим на стоимость страховки, и лимитам возмещения в случае ДТП также предусмотрена концепцией закона, но в более долгосрочной перспективе".
Председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин назвал коэффициенты, при помощи которых рассчитывается стоимость страховки, несправедливыми и необоснованными: "В отличие от показателей стажа водителя и истории ДТП эти коэффициенты не связаны с аварийностью и никак на нее не влияют. Если в ходе адаптации законодательства двух стран будет принято решение об отказе от них (коэффициентов. – Прим. Автобизнеса), то и российские, и белорусские автомобилисты от этого только выиграют".
Антон Шпарин, вице-президент НАС, сообщил этому же изданию, что при прочих равных условиях белорусским водителям эта страховка обходится дешевле, чем россиянам: “Если в основу единого законодательства лягут российские правила формирования стоимости полиса "автогражданки”, то для белорусских автомобилистов это будет неприятным сюрпризом".
А вы как думаете, чей принцип ляжет в основу ценообразования?
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.
Контакты для связи:
- мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
- электронная почта pravo@abw.by.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
scorohod
19 Января 2023 9:21
Наше осго имеет гораздо больший размер покрытия при страховой случае, до 10000$.российйская страховка, мало что стоит гораздо дороже, так и покрывает только на 400000 рублей РФ. Если будут считать по российским тарифам, то это существенное нарушение наших имущественных прав, как граждан беларуси. Те кто это делают осознанно, по моему мнению совершают гос измену!