Доверив свой Peugeot для обслуживания частной СТО, Николай забрал его с еще большими проблемами.
Металлическая стружка – это нормально?
«Был нормально работающий двигатель, но с увеличенным расходом масла – эту проблему в том числе я просил устранить, – объясняет Николай. – После ремонта (замена маслосъемных колпачков, цепи, успокоителей и роликов генератора) я забрал машину с проблемами: плохая заводка, плавают обороты на холостых, периодически загорается датчик сигнализации низкого давления масла, через раз плохо достается щуп проверки уровня масла в двигателе.
После выполнения работ потребовал акт о выполненных работах с указанием в нем перечисленных проблем. В ответ услышал: «Разберемся». Постепенно по выставленным рекомендациям устраняю на этой же СТО «косяки» и каждый раз требую отражать всё, что они делают, в акте выполненных работ, и прописывать, что устранили, а что нет.
Несмотря на все потуги специалистов автосервиса, две проблемы, касающиеся щупа и сигнализации низкого давления масла, так и не были устранены. Вскоре предстоит снятие поддона, его чистка и замена якобы вышедшего из строя клапана вследствие, как они говорят, «грязного масла и двигателе», хотя я его менял всего лишь месяц назад, о чем имеется акт выполненных работ.
Сотрудники автосервиса ссылаются на грязный двигатель и якобы закоксованную крышку: мол, после того, как они её сняли, нагар двинулся и попал в масляную систему, забил клапаны и каналы, вследствие чего и имеем такие последствия. Это якобы не их вина, а всего лишь совпадение и стечение сложившихся обстоятельств.
Пока всё обошлось заменой масла, фильтра и чисткой клапанов – плавающие обороты пропали, машина заводиться стала хорошо. Но у меня есть беспокойство, что после такого «ремонта» может выйти из строя двигатель. На сеточке клапанов двигателя, которую сотрудники СТО чистили при мне, я видел металлическую стружку, причем в достаточном количестве. На это мастер сказал: «Ничего страшного, это нормально», что, честно говоря, меня смутило.
В связи с этой ситуацией я звонил на официальную станцию Peugeot в Минске и проконсультировался со специалистом с описанием моих проблем. Мне ответили, что наличие металлической стружки – это, скорее всего, вина СТО, ни о каких совпадениях и стечениях обстоятельств речи идти не может.
Как мне правильно себя вести в данной ситуации, чтобы я мог в случае выхода из строя двигателя автомобиля потребовать у СТО устранить поломку? Имеющиеся у меня на руках документы (акты выполненных работ) были оформлены вроде бы правильно, но их постоянно приходилось требовать. А если откажут, то только через суд решать вопрос?»
Тень сомнения
Николай неспроста сомневается в качестве работ по его Peugeot. Наличие металлической стружки говорит о том, что в двигателе могут происходить процессы, которых быть не должно, что и подтвердил дилер. А что дальше? Ждать, пока неисправность проявит себя?
Мы изучили документы, которые Николай предоставил в распоряжение редакции Автобизнеса, и обратили внимание на то, что наличие металлической стружки в них не отражено, – это плохо. Автовладелец имеет полное право в документах такие сведения прописывать, отказать ему в этом сотрудники СТО права не имеют. А так мы имеем по факту следующее:
И это может сыграть свою негативную роль в возможном споре с СТО. Но законна ли такая запись? Об этом мы расскажем чуть ниже, а пока озвучим план действий для Николая и тех, кто попал в похожую историю.
Что делать
В данной ситуации необходимо обратиться к официальному дилеру или на любую другую официальную и сертифицированную СТО для диагностики и проверки наличия стружки в двигателе. Это, конечно же, решать Николаю, поскольку бесплатно никто ничего делать не будет, но это необходимый и правильный ход.
При оформлении документов (наряда-заказа) так и указать: «Во время ремонта на такой-то СТО заметил то-то и то-то, прошу проверить». Что важно, пробег автомобиля после ремонта на предыдущей СТО отражен верно, поэтому с большой долей вероятности возможная экспертиза покажет, что металлическая стружка за период после ремонта и до обращения на другую СТО, с учетом временного промежутка и последующего километража, образоваться в двигателе не должна.
Если недостатки будут обнаружены, то речь идет о ненадлежаще оказанных услугах, что запрещено законом о защите прав потребителей. Статья 31 говорит о том, что в случае обнаружения недостатков выполненных работ потребитель имеет право потребовать на свой выбор:
- безвозмездного устранения недостатков;
- уменьшения цены выполненных работ;
- возмещения расходов по устранению недостатков;
И если такие требования выполнены не будут, то потребитель вправе потребовать расторжения договора на оказанные услуги и возврата уплаченных средств.
Поэтому Николаю нужно сделать копию акта диагностики, выданного при проверке на другой СТО, и вместе с претензией, в которой должны быть изложены требования, предъявить ее ремонтникам. Форма претензии законом не прописана, ею может являться обычная запись в книге замечаний и предложений, при желании можно всё оформить заказным письмом.
Для пущего эффекта в претензии можно указать, что при неудовлетворении требований и судебном споре расходы ремонтной организации могут существенно вырасти, поскольку в случае подтверждения вины СТО суд назначит гарантированный штраф в размере 100% присужденной потребителю суммы и обяжет возместить потребителю все понесенные расходы, в том числе и на адвокатов, а в придачу еще и компенсацию морального вреда выписать. Это ляжет тяжким финансовым бременем, а ведь всё могло обойтись лишь удовлетворением требований потребителя.
Оформить ремонт – важный момент
Николай говорит, что ему постоянно приходилось требовать оформления документов. Это странно, поскольку официальное оформление ремонта или диагностики – это прямая обязанность представителей СТО (смотрим постановлении Совмина №1590 «Об утверждении правил бытового обслуживания потребителей»).
Оформленные документы (заказы) подлежат регистрации в журнале или электронной базе данных с указанием следующих обязательных сведений: ФИО потребителя; сведения об автомобиле с указанием пробега, регистрационного знака и VIN; перечень работ, которые потребитель просит провести; дата заказа и планируемый срок окончания работ. И всё это должно храниться в течение двух лет после оказания услуг потребителю.
П.105 Правил: Замененные в механическом транспортном средстве дефектные узлы, блоки, модули и другие детали (компоненты) возвращаются потребителю. Получение потребителем снятых деталей (компонентов) отражается в документе, подтверждающем факт оказания бытовой услуги по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, и удостоверяется подписью потребителя.
Документ, подтверждающий выполнение работ, должен в обязательном порядке содержать следующие сведения: наименование, номер и дату; наименование исполнителя с указанием его реквизитов; ФИО потребителя; сведения об автомобиле; перечень выполненных работ; перечень использованных компонентов; стоимость работ и компонентов; сведения о работнике исполнителя, проводившем работы; дата возврата транспортного средства.
Важно: при приемке автомобиля после его ремонта запись в документе «Претензий к качеству работ не имею» незаконна. В документе может лишь ставиться отметка об отсутствии претензий к комплектности и внешнему виду автомобиля, а также к стоимости услуг.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.
Контакты для связи:
- мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
- электронная почта pravo@abw.by.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
nevasiliynifiga
9 Августа 2023 9:41
ервв
А у владельцев "запоротых" официалами авто при разборках проблем как раз больше-у этих юридическая служба имеется с накатанным грамотно-юридическим процессом "посылания" обратившихся !
Тут даже в самой статье такой "камешек"в начале -"Доверив свой Peugeot для обслуживания ЧАСТНОЙ СТО...". Мол, обратись он к госконторе или к официалу-то сейчас прыгал бы от счастья.