Система работает, реестр пополняется

Сколько игроков рынка такси и пассажирских перевозок уже включено в реестр и есть ли сложности по взаимодействию пользователей с информационной системой, спросили у первого заместителя начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Юрия Костюка:

– Процесс идет активно, реестр работает. При этом считаю, что о цифрах говорить пока рано, так как на начальном этапе приема заявлений пришлось много времени потратить на разъяснение перевозчикам элементарных правил, регулирующих порядок осуществления деятельности, без соблюдения которых попасть в реестр невозможно. В частности, как должны быть оформлены транспортные средства для работы в такси, какие документы должны иметь водители и многое другое. Нам даже пришлось в оперативном порядке разработать инструкцию по оформлению ТС и разместить ее в интернете. Также представили образцы документов, которые должны были получать водители, в разные периоды подтверждая свою квалификацию. На первых порах практически со всеми заявителями связывались работники Транспортной инспекции и по телефону разъясняли, что необходимо поправить для включения сведений в реестр.

Выходит, что долгое время перевозчики работали, не выполняя требования законодательства. При этом реестр даже без проведения контрольных мероприятий уже позволяет не только навести порядок в сфере автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, но и повысить уровень юридической грамотности перевозчиков.

Конечно, есть те, кто стремится раскачать ситуацию. Свидетельство этому – различные информационные вбросы, большинство из которых демонстрирует некомпетентность оппонентов. К примеру, откуда-то в СМИ появилась сумма в 3 тысячи рублей, которые водитель либо перевозчик должны потратить на подготовку автомобиля для включения сведений в реестр. На сегодняшний день оклейка автомобиля такси пленкой (желтой полосой с «шашечками») в Минске, где цены традиционно самые высокие в стране, стоит около 80–100 рублей, а изготовление магнитных полос обойдется от 100 до 130 рублей за комплект, плафон для автомобиля такси обойдется в 20–30 рублей.

– Никаких новых требований к водителям, работающим в сфере такси, не появилось. Все требования действуют давно, – подчеркнул Юрий Костюк. – Но за нарушение этих требований не было предусмотрено практически никакой ответственности, поэтому многие на них просто закрывали глаза: зачем выполнять, если все равно не накажут? Отдельно стоит отметить, что при включении в реестр сведений о транспортном средстве работник транспортной инспекции проверяет лишь его внешнее и внутреннее оформление (оклейку, карточку водителя, плафон), без проверки наличия какого-либо оборудования (таксометра, кассового суммирующего аппарата и пр.). Ну и, конечно, у транспортного средства должны быть действующий техосмотр и страховка, информация о которых сверяется с базами данных. Понятно, что после 1 ноября дополнительно будет проверяться наличие средств видеофиксации, которые с этой даты станут обязательными.

Сведения, внесенные в реестр в отношении диспетчера, а также перевозчика, будут доступны пассажирам, чтобы в случае возникновения проблем они могли обратиться за защитой своих прав.

Нормы Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 года №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», которые позволяют перевозчику бесплатно включить водителей, автомобили и диспетчеров в государственный информационный ресурс «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», вступили в силу с августа 2024 года. При этом обязанности о включении в реестр у перевозчика до 1 ноября 2024 года нет. Контрольные проверки могут производиться только после того, как эта обязанность появится, то есть с 1 ноября 2024 года.

Играть по одним правилам

Одна из основных задач изменений – создать равные условия для всех игроков рынка такси. И речь не об ужесточении требований, а о том, что все должны находиться именно в равных условиях.

– По-прежнему много вопросов возникает по поводу прохождения водителями курсов повышения квалификации. Мол, зачем это нужно. С течением времени меняются подходы к ряду вопросов в связи с изменением законодательства и развитием техники, при этом водитель, оказывающий услуги населению, должен быть подготовлен в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются сегодня, а не 10 или 20 лет назад.

– Становиться нарушителем не должно быть выгодно, – утверждает Юрий Костюк. – Ряд субъектов хозяйствования, долгие годы строивших свою деятельность на систематических нарушениях законодательства, пытается убедить нас в том, что надо жить по-старому и то, что реализуется сегодня, – неправильно. Взять хотя бы заключение трудового договора. Требование должным образом оформлять трудовые отношения было всегда. Но некоторые перевозчики, пытаясь переложить бремя ответственности за свои нарушения на обманутых водителей, подменяли трудовые отношения притворными сделками.

Заключение трудовых договоров кроме прочего положительно скажется на защищенности водителей. И речь даже не про трудовой отпуск – прежде всего это касается социальных гарантий по оплате больничного листа. Ведь не секрет, что достаточно часто водитель был вынужден, нарушая ПДД, выезжать на линию в болезненном состоянии – арендная плата за автомобиль сама себя не заработает. Возникает вопрос: захочет ли пассажир ехать с таким водителем в транспортном средстве и каковы могут быть последствия от такой поездки?

– По поводу провокационных информационных вбросов скажу так: оформление трудового договора не налагает запретов и ограничений на работу по совместительству – в этом случае одного водителя в реестр внесут несколько работодателей-перевозчиков, – поясняет представитель транспортной инспекции.

– Просто кому-то невыгодно, чтобы этот трудовой договор был. Транспортная инспекция неоднократно фиксировала целые цепочки нарушений, когда компания, нанявшая водителя по оформленному в нарушение требований законодательства договору поручения или договору подряда допускала к заказам на перевозку пассажиров водителя и не признавала себя перевозчиком. Совершенно понятно, кто в таких незаконных схемах является основным выгодоприобретателем и кто должен нести ответственность за нарушения: необоснованный отказ в перевозке пассажира, отсутствие техосмотра, страховки пассажира, обучения водителя и т.д. Но общество пытались убедить, что это законно и делается в интересах каждого из нас.

Диспетчеры будут вынуждены выйти из тени

Оставаться в тени, как раньше, уже не получится. По новым правилам (и это уже прописано на законодательном уровне) диспетчер также несет ответственность за безопасность предоставляемых услуг – пассажиру важно знать, кому диспетчер передал заказ. И прежде чем отдавать заказ водителю, именно диспетчер должен убедиться, что сведения о водителе и автомобиле-такси включены в реестр. Тем более что в соответствии с новыми требованиями диспетчер может понести субсидиарную имущественную ответственность с перевозчиком за причинение вреда жизни и здоровью пассажира.

– Именно поэтому некоторые субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги диспетчера, пытаются незаслуженно очернить все те положительные тенденции, которые в настоящее время происходят в отрасли, – говорит Юрий Костюк, – но лично я не вижу ничего плохого в том, что диспетчер будет отвечать за свои действия перед потребителем.

Что касается времени рассмотрения заявок на включение сведений в реестр, то, по заверению заместителя начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Юрия Костюка, этот срок (равно как и срок внесения изменений), фактически не будет превышать 1–2 дней.

– Ежедневно количество заявок растет, и специалисты транспортной инспекции оперативно их обрабатывают. Мы постарались сделать со своей стороны все, чтобы обучить наших заявителей правильно работать дальше. При этом никаких простоев для водителя или автомобиля не будет: до 1 ноября можно подать заявление, продолжать работать и просто ждать, когда в реестре появится зеленая «галочка», подтверждающая, что сведения в реестр включены.

Представитель известного сервиса такси в Беларуси утверждал, что 70% водителей, сотрудничающих с сервисом, не смогут соответствовать всем требованиям законодательства. Но ведь из нового – только требование установки видеорегистратора, и то только после 1 ноября. Выходит, что все это время огромное количество заказов передавалось с нарушением действующего законодательства? И почему вопросы начали возникать только сейчас? Ведь Указ о введении реестра появился не вчера: 10 месяцев, как оказалось, не хватает. Многие, видимо, надеялись, что все будет так, как раньше. Но как раньше уже точно не будет, и адаптироваться для работы в новых условиях придется всем: и диспетчерам, и перевозчикам, и водителям.