Посмотреть на давно позабытую мототехнику польского производства корреспонденту ABW удалось в ходе посещения сразу двух музеев. Один из них – это Музей городской инженерии в Кракове: ABW уже рассказывал о выставленных там автомобилях.
Добротная коллекция польских мотоциклов собрана в еще одном интересном месте – Музее моторизации в окрестностях Вроцлава. Там представлены модели, произведенные в послевоенную эпоху.
Довоенные байки
Выпуск мотоциклов в Польше начался еще в 20-х годах прошлого века, однако в основном это были опытные образцы и прототипы. Серийное производство двухколесных машин в стране было освоено в 30-е годы, а одним из самых интересных мотоциклов, построенных в Польше до начала Второй мировой войны, является MOJ 130.
Эта модель выпускалась на заводе в Катовице, которым руководил польский инженер и предприниматель Густав Ружицкий. Оснащался MOJ 130 одноцилиндровым двигателем объемом 128 «кубиков» и двухскоростной коробкой передач. Практически все детали в нем были польского производства, но масштаб производства был небольшим – с февраля 1937 года по сентябрь 1939 года было изготовлено около 600 мотоциклов.
С 1934 по 1939 годы на мощностях предприятия PZInż в Варшаве выпускался тяжелый мотоцикл CWS M111 разработки Зигмунда Околува. Модель создавалась специально для нужд силовых структур, также была выпущена партия для почтовой службы. Мотоцикл оснащался двухцилиндровым V-образным 995-кубовым мотором и передней подвеской со спиральными пружинами и фрикционными амортизаторами. На фото, к слову, запечатлен вариант с коляской конструкции Станислава Панчакевича.
В 1935 году появилась гражданская версия, получившая название Sokol 1000. Продавалась она за 4200 злотых (примерно 43 месячные зарплаты квалифицированного рабочего в 30-е годы) – на эти деньги в то время можно было приобрести небольшой автомобиль.
«Двухколесники» Польской Народной Республики
В опустошенной войной стране мало кто мог позволить себе автомобиль. По этой причине в Польской Народной Республике в послевоенные годы мотоциклы многим заменили автомобили. И тут особо стоит выделить продукцию марки Junak, которую выпускали на мотоциклетном заводе в Щецине (SFM). Мотоциклы Junak стали предметом вожделения молодых людей в Польше – неспроста им дали прозвище «польский Харлей».
В конце 1956 года была выпущена опытная партия модели M 07 (30 единиц), спустя год стартовал серийный выпуск байка, оснащенного 349-кубовым одноцилиндровым мотором – в то время это был единственный мотоцикл с четырехтактным двигателем, который выпускался в Польше. Поставлялся M 07 и на экспорт, включая Болгарию, Турцию, Кубу и Венесуэлу. Некоторое количество попало даже в США, где Junak вызывает немалый интерес у коллекционеров ретротехники. Было собрано примерно 10 000 единиц M 07, включая различные модификации – с коляской, кроссовую и раллийную версии.
В 1960 году был освоен выпуск модели M 10, которая, по сути, представляла собой усовершенствованный во всех отношениях M 07 с более мощным мотором (19 л.с.).
В 60-х годах в Польше быстро пошло в гору производство легковых автомобилей, и спрос на Junak начал падать. В том числе и из-за двух существенных недостатков – высокая цена и качество комплектующих и запчастей, которое оставляло желать лучшего. В 1965 году выпуск мотоциклов на предприятии SFM прекратился – всего было произведено около 91 000 «Юнаков».
Еще одним крупным мотозаводом в стране являлась Варшавская фабрика мотоциклов (WFM). С 1952-го по 1954 год на заводе осуществлялся серийный выпуск мотоцикла M04, причем под довоенной маркой SHL – он отличался относительно простой конструкцией и оснащался 123-кубовым двигателем.
Позже WFM освоил выпуск мотороллеров под собственной торговой маркой – первой в производство пошла Osa M50. В 1962 году была представлена новая модель Osa M52 – все выпущенные в том же году экземпляры скутера отправились на экспорт в Индию, где даже планировалось наладить лицензионный выпуск «Осы». На польский рынок M52 вышел в следующем году.
Предпринимались попытки дальнейшего совершенствования конструкции скутера (был создан прототип Osa M52a), однако в 1965 году производство двухколесной техники в Варшаве прекратилось – WFM вошел в состав предприятия PZO, выпускавшего оптическое оборудование.
В начале 60-х годов велосипедный завод в Быдгоще выпускал небольшой мопед Komar 230. А чуть ли не самым лучшим польским мопедом в ту эпоху считался 50-кубовый Rys MR-1 производства Вроцлавского завода металлоизделий. Также это предприятие выпускало более простой с виду мопед Zak, который технически был унифицирован с «Рысью».
Интересный польский мотоцикл советской эпохи – SHL M17 Gazela, который недолгое время (с 1968-го по 1970 год) выпускали на предприятии в Кельце. Он примечателен так называемым капотированным дизайном с единым обтекателем фары и бензобака. 13-сильный двигатель объемом 175 «кубиков» разгонял мотоцикл до максимальных 110 км/ч.
И это лишь некоторые образцы двухколесной техники из Польши. Между тем до 90-х годов в соседней стране было выпущено более 2,5 млн единиц различных мотоциклов, скутеров и мопедов, так и оставшихся практически неизвестными для нас.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
begser73
11 Августа 2024 18:42
Интересный материал. Спасибо.