В Беларуси распространен стереотип, что автостопщики все как один асоциальные элементы. Ну а если на дороге голосует девушка, то ее скорее примут за представительницу древнейшей профессии, нежели за путешественницу. Особо осторожные, услышав слово "автостоп", и вовсе представляют за рулем останавливающихся автомобилей лишь маньяков и серийных убийц. Правильно, а с чего это вдруг кому-то просто так кого-то подвозить? Спасибо фильмам ужасов, "документальным" передачам на канале НТВ и бабкам возле подъездов, у которых всегда "раньше было лучше", а сейчас одни "наркоманы и проститутки". Хотя мало кто знает, но в СССР автостоп был признан официальным видом туризма, даже были разработаны правила для таких путешествий. 

Но вернемся в наше время. Как говорят сами автостопщики, общество начинает все больше привыкать к голосующим на обочине людям. Так это или нет, мы решили проверить, проведя интригующий эксперимент: кого охотнее согласятся подвезти водители - парня или девушку? Делайте ваши ставки, господа.

Участниками нашего исследования согласились стать Алина и Антон. 

У обоих уже есть опыт путешествий за пределы Беларуси: Алина побывала в Германии, Австрии и Чехии, а Антон за один месяц смог посмотреть Россию, Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию и Германию. Сами участники не решились предположить, кто из них победит, - по их мнению, на коротком промежутке времени многое будет зависеть от удачи. 

Эксперимент было решено проводить на трассе М6. Около 12.00 уже были на месте и набрасывали примерный план действий. 

Решили поступить следующим образом. Алине отводится 30 минут, за которые она должна остановить как можно больше автомобилей. Затем ее сменит на посту Антон и продемонстрирует, за счет чего ему удалось за месяц (!!!) автостопом объехать 6 стран. Водителям останавливающихся автомобилей было решено раздавать конфеты - добрые дела нужно поощрять.

Ну что же, Алина в полной готовности, поднимает палец вверх, и мы запускаем секундомер. 

Чтобы не терять время, начинаю расспрашивать Антона, что подвигло его на путешествие автостопом, сколько денег брать в дорогу, когда отправляешься в подобное путешествие и о чем нужно всегда помнить в пути.

- На самом деле я давно думал об автостопе, все хотел в Украину на целое лето, - начинает рассказ Антон. - Хотелось больше впечатлений от жизни ухватить. Прошлым летом не получилось, улетел работать в США. А этой зимой друг предложил отправиться в Амстердам. Так как сложности нас не пугали, мы выбрали немного "извращенный", но более интересный маршрут через Скандинавию: Россия - Финляндия - Швеция - Норвегия - Дания - Германия - Нидерланды. У нас был всего месяц, но до нашей цели мы так и не добрались по ряду причин. Кроме того, по пути нас еще и ограбили.

Денег у нас было с собой немного. На двоих что-то около 250 евро, а после ограбления осталось около 100. На то время мы были в Копенгагене и решили оттуда двигаться домой. Опять же не прямым путем, а через Прагу, проехав предварительно через всю Германию... 

На этом месте рассказ Антона прервал первый остановившийся автомобиль. 

По секундомеру к этому моменту прошло 4 минуты 23 секунды. То, что мы прождали менее 5 минут, вселило некоторую уверенность. Еще перед началом эксперимента участники говорили, что автомобиля можно ждать как 3 минуты, так и час. Помня о том, что время эксперимента идет, Алина спешно поблагодарила водителя и отправилась на пост.

Тем временем Антон продолжает свой рассказ: 

- Когда впервые отправляешься за границу автостопом, это, конечно, волнительное событие. Мама беспокоилась, как мы будем зимой в чужой стране. Приходилось успокаивать ее и себя заодно, что все будет в порядке. Я пообещал выходить в online почаще, чтобы близкие не переживали. Но автостоп - это же дело такое: никогда точно не знаешь, где ты окажешься и что будет завтра. Особенно зимой. В Скандинавии не очень тепло в это время года.

Перед тем как начать путешествие, мой друг набросал четкий маршрут. Это была его идея - сделать сумасшедший крюк через Скандинавию, чему я сначала противился. Потом понял, что мне, по сути, все равно, куда ехать: я хочу увидеть что угодно, главное - за пределами Минска. Но непосредственно в дороге, как оказалось, не всегда удается следовать выбранному маршруту. Бывает, что кто-то подвезет даже дальше, чем нужно, но не по той дороге. А бывает, что и сами водители отговаривают ехать по выбранному пути, типа "там нет машин, вам неудобно будет оттуда дальше ехать".

Тем временем Алина остановила еще один автомобиль. 

С момента старта эксперимента прошло 9 минут. Оставалось еще 2/3 запланированного времени, поэтому все спешно продолжили свою работу, отложив празднование успеха на потом.

- Когда путешествуешь по Беларуси, все время ощущаешь близость дома, - делится Антон. - Чувствуешь спокойствие за свое будущее, знаешь, что в любой момент можешь попасть домой. Когда находишься за 10 тысяч километров от Родины - такого чувства нет. Неизвестно, где будешь спать следующую ночь, что будешь есть, какие лица видеть, по каким дорогам ходить. Когда нет привязанностей - чувствуешь большую свободу.  Если в вас есть жажда новый ощущений, но нет денег - автостоп для вас. Но и после того как я попробовал автостоп, даже если бы у меня были деньги, я бы не согласился просто летать в города и смотреть их. Это скучно и неинтересно. Не чувствуется души в больших городах. А сам путь по стране: деревни, вокзалы, дороги, люди - все это знакомит со страной, "раздевает" ее перед вами.

Здесь мы решили отвлечься и узнать, как дела у Алины. Оказалось, что за прошедшие 5 минут ее были готовы подвезти еще 2 человека. 

Для Антона в этот момент стало все ясно: "Как же легко путешествовать автостопом девушкам в коротких платьях". 

Не поддаваясь отчаянию, он продолжил свой рассказ:

- Во время путешествия мы передвигались в основном автостопом. Но был у нас отрезок пути, когда мы ехали зайцами на поездах. Нас этому научил мужик, который застрял с нами на вокзале во время снежной бури. Он подкинул нам эту идею, а мы начали ее развивать. Научились прятаться в туалетах, когда проходил контролер, или притворялись спящими. Когда нас ловили (а случалось это часто), у нас уже была готова красноречивая история про ограбление, отсутствие денег и наше большое желание вернуться домой. В Германии за такие шутки мы провели ночь в полицейском участке, зато было тепло.

Так как у нас почти не было денег, приходилось искать ночлег по прибытии в город. Мы взяли с собой палатку, чтобы было где заночевать в случае безвыходного положения. Но она нам так и не пригодилась. Приходилось спать и на вокзалах. Иногда нас приглашали домой какие-то люди, и это было настоящее счастье. Однажды в Германии в какой-то маленькой деревне нас высадили из поезда ночью, с нами вышли какие-то два парня. Мы с ними завели беседу и намекнули, что спать нам негде и было бы круто эту ночь провести где-то в тепле. Один парень сказал, что можно пойти к нему. Мы пришли, поболтали и отправились спать. А в четыре часа ночи он нас выгнал из дома - сказал, что родители против. Это была единственная ночь, когда мы спали на улице, было холодно и мерзко.

Случалось, ночевали на заправках и в кафешках. Если персонал попадался понимающий, они не обращали на нас внимания - мы никого не трогаем, они нас не трогают. То же касается и вокзалов. Однажды меня разбудил полицейский, сказал, чтобы я смотрел в оба: "Тут много цыган, воруют, береги свои башмаки". А был и другой случай, когда нас будили уборщики со словами "это вам не отель" и тому подобными.

Что касается водителей, которые чаще всего останавливаются подвезти, - это люди среднего класса. Чаще всего те, которые едут одни, потому что в дороге лучше с кем-нибудь разговаривать, чтобы не уснуть, вот они и подбирают попутчиков. Вообще, автостопщики путешествуют не бесплатно, а "услуга за услугу" - водитель тебя подвозит, а ты составляешь ему компанию. Это взаимовыгодное сотрудничество.

Сколько ты простоишь на дороге, пока тебя согласятся подвезти, никогда не известно. Иногда очень долго, иногда 5 минут, иногда час. Хорошие люди есть везде и всегда, нужно только дождаться. Однажды мы стояли где-то в центре Швеции и ловили на морозе машину два часа. Подъехал мужик и предложил подвезти нас к вокзалу. Будто мы не знаем, что можно ездить поездами. Мы говорим, что денег у нас нет и что мы автостопщики. Он открыл кошелек и показал деньги, якобы он может купить нам билеты. Это очень нас насторожило. Так помогают редко, и кажется, что у человека злые намерения. Однако это не всегда так. Хоть мы всю дорогу и ехали напряженными, в итоге он сдержал обещание, купил нам билеты. А потом еще накормил, напоил и пожелал всего хорошего.

Из тех стран, в которых я успел побывать, мне больше всего понравились Норвегия, а еще Христиания - это такое частично самоуправляемое, неофициальное "государство внутри государства", расположившееся в одном из районов Копенгагена. Очень советую почитать о нем. Обязательно вернусь в эти страны, чтобы изучить их глубже. В Норвегии есть еще фьорды, которые я не видел, и улыбки на лицах норвежских красавиц, которые так запали в душу.

Неудобнее всего мне как автостопщику было в Швеции. Это государство очень социальное, там все бесплатно. Но чтобы все эти блага были бесплатными, граждане уплачивают большие налоги. Поэтому когда кто-то со стороны хочет воспользоваться их бесплатными услугами, то общество это не приветствует. А вот если говорить про Беларусь, я думаю, что наше общество уже готово к автостопу.

Этим летом у меня будет три свободных месяца. Я планирую объехать как можно больше стран и мест. Хочется съездить на Байкал, в Монголию. Да и Европа еще не вся изучена. До тех же Нидерландов я так и не доехал, хотя планировал. Хотелось бы Грецию увидеть. В общем, планы на ближайшее будущее большие. И в это путешествие я бы хотел отправиться один...

И тут мы вспоминаем про Алину. Прошло 20 минут, и за это время ее готовы были подвезти 6 человек. Феноменальный результат!

Мы даже решили не дожидаться истечения 30 минут и отправить на передовую Антона. 

Удастся ли ему переплюнуть результат Алины? Время пошло. 

Не успел я даже начать расспрашивать Алину о ее приключениях, как остановился первый водитель, готовый подвезти Антона. 

Они о чем-то немного поговорили, и водитель уехал. Пока Антон шел обратно, в его глазах читалось: "Вот не кстати вы со своим экспериментом. Если бы не вы, я бы уже в Вильнюс мог уехать". 

В то же время все мы были удивлены, что следующий отзывчивый водитель попался нам так быстро. В ожидании нового рекорда Антон продолжил "стопить", а Алина начала свою историю:

- Я только начинающий хичхайкер (автостопщик. - Прим. авт.). Километраж у меня около 5000 километров, что совсем мало по меркам "бывалых". Началось все прошлым летом: я поехала в Европу одна на три недели. Ехала на автобусе, с билетом, все как положено. Это было мое первое самостоятельное путешествие, конечно, счастье и свобода были просто невероятного масштаба. Намеченным пунктом прибытия была Прага. В дороге я как раз дочитывала книгу белорусского путешественника, который объехал весь мир автостопом за три года. Приехав в Прагу, я заселилась в хостел, который на деле оказался обычной мини-общагой с хозяйкой-белоруской. Кстати, не уходя далеко от темы, в основном хичхайкеры в городах останавливаются у людей-хостов, найденных на каучсерфинге (онлайн-сервис бесплатного предоставления ночлега во время путешествий. - Прим. авт.). Но летом в таком туристическом месте довольно сложно найти свободные места.

Не успели мы обсудить пару вопросов, как Антон остановил вторую машину. 

Есть еще один рекорд скорости - 2 автомобиля за 5 минут. Пораженная успехами Антона Алина в сердцах призналась: "Я специально надела сегодня платье, чтобы Антона обыграть". Ну что же, вот она - женская хитрость в действии. Посмотрим, чем ответит Антон. А пока продолжим общаться с Алиной:

- Уже вечером первого дня после прогулки по городу с новыми знакомыми сначала в шутку, а потом и всерьез мы придумали план поездки в Вену автостопом. Пути там всего ничего - 300 километров, а город - знаменитость. Через день и поехали. Нас было трое, ни у кого не было абсолютно никакого опыта. Помню, дошли мы до первой заправки по чешским полям, нарисовали табличку, стоим, ждем на выезде - никто не останавливается. А машин много, хорошая заправка была. Тут приезжают парень с девушкой с огромными рюкзаками и через 10 минут, обойдя все машины, уезжают прямо в Будапешт с одним из дальнобойщиков! Ну, в общем, мы поняли, что нужно делать, и уже буквально через 15 минут сидели в новеньком BMW последней модели, направлявшемся в Брно. Так и началось мое первое путешествие автостопом.

По Беларуси, честно говоря, я ни разу не "стопила". Не знаю почему. Наверное, потому, что у нас билеты недорогие. Что касается планирования поездок, я думаю, здесь основное правило - никакого планирования. Автостоп непредсказуем. На пути в Вену мы еще что-то планировали и составляли маршрут, а потом поняли, что это бесполезно. Мы как-то напрямую доехали из Праги до Берлина, а потом 150 километров ехали 5 часов. Ну и как тут что-то спланируешь? К тому же это чудесный шанс увидеть и узнать то, что ты никогда бы не увидел и не узнал. Просто плыви по течению. Мы вот так поехали в Дрезден, а наутро оказались на Балтийском море, проехав всю Германию с юга на север. Где бы ты ни оказался, это может изменить тебя. И обычная деревенька может впечатлить больше Эйфелевой башни.

Что касается водителей, которые чаще всего попадаются в пути, то это мужчины лет 30-40, чаще всего на хорошей машине, иногда молодые пары или двое друзей. Многие из них сами раньше путешествовали автостопом. Я тоже сейчас, находясь на пассажирском сиденье, всегда обращаю внимание на обочину и прошу родителей остановиться, чтобы подобрать человека.

Я никогда не "стопила" одна. Мне кажется, для девушки это вообще не вариант. Помню, как-то я и парень ехали с болгарами. Договорились, что они довезут нас, куда нам было нужно. Я уснула, а когда проснулась, заметила, что нас высаживают не в том населенном пункте. Позже выяснилось, что, пока я спала, они пытались меня купить у моего друга за 20 евро: мол, или соглашайтесь, или мы вас высадим. Так что девушкам одним "стопить" категорически не советую. В компании путешествовать и веселее, и безопаснее. Хотя парню, может, и одному нормально, все зависит от человека. Мне вот скучно путешествовать, когда не с кем разделить эмоции от увиденного. У дальнобойщиков места в кабине нет, да и реже попадаются водители-одиночки или с пустым салоном, так что в паре - оптимально.

На этом мы решили сделать паузу и узнать, как дела у Антона. А дела у него были не очень - на протяжении вот уже 10 минут он не мог остановить ни одного автомобиля.

К этому моменту у Алины в активе было уже 4 остановившиеся машины. Чтобы вернуть интригу в наше противостояние, мы решили выдать Антону козырь. Нет, не короткое платье, которое, возможно, уравняло бы его шансы с Алиной. Для Антона мы подготовили табличку, указывающую на то, что он готов заплатить, если его подвезут.

Секундомер продолжил свой бег, и очередной автомобиль не заставил себя долго ждать. Менее чем через минуту остановился Peugeot 406. 

Как нам позже поведал Антон, водитель сказал ему примерно следующее: "О, ну наконец-то хоть кто-то готов заплатить за поездку". Жаль, что в ответ он получил лишь конфету. Зато и подвозить никого не пришлось.

Эксперимент продолжился, а мы вернулись к прерванному рассказу Алины: 

- Из моего опыта ночевать хичхайкерам приходится на вокзалах, в аэропортах, в хостелах. Часто местные водители предлагают остановиться у них. В Европе все это как-то проще воспринимается. 

Поскольку за дорогу автостопщики не платят, основные расходы - на еду. Помню, в Австрии я решила купить булочки с соком на завтрак и распрощалась с 10 евро. На вокзалах опять же все дорого. Да и от страны зависит. Мы, когда в Чехию возвращались, наедались до отвала в первом попавшемся супермаркете. Когда были в Германии, ели только кебаб - стоит полтора евро, наедаешься на день. После недели поедания кебабов кажется, что не будешь их есть уже никогда.

Путешествовать автостопщикам легче всего с заправок. Идеально, если на ней еще есть кафе или магазин и если ты "стопишь" днем. Ночью, конечно, бывает совсем туго. Однажды ночью 6 часов мерзли на улице, а согревали нас бутылки с горячей водой из туалета.

Не знаю как у других, а у меня такого не было, чтобы водитель согласился подвезти, а потом требовал за это деньги. Такие вопросы обычно сразу оговариваются. Но в то же время нужно понимать, что ты не просто бесплатно едешь и используешь доброту людей. Прежде всего автостоп - это общение. Мне, правда, уже надоело рассказывать всем, что такое Беларусь и где эта загадочная страна находится. В Европе многие и не знают нас как отдельное государство. Называют White Russia, думая, что мы часть России. Но для этого люди и подбирают "стопперов", чтобы общаться, узнавать что-то новое и чтобы не было скучно. Однажды мы даже песни пели, потому что не нашли общего языка, на котором можно было бы свободно общаться.

Что касается Беларуси, то я солидарна с Антоном - наше общество скорее готово к хичхайкерам, чем нет. Я знаю множество людей, объехавших всю страну автостопом вдоль и поперек. Отличие от Европы лишь в том, что у нас останавливаются водители "попроще". Но это даже лучше - в них есть изюминка, белорусский колорит. В отличие от европейцев белорусы привыкли считать деньги и знают им цену. Поэтому большинство предлагает только подвезти. Не каждый может себе позволить еще и "накормить, напоить и спать уложить".

На этом мы прервали наш разговор, потому что у Антона дела не клеились даже с "денежной" табличкой. 

Итог эксперимента: за 20 минут Алине удалось остановить 6 автомобилей; Антону за 25 минут, половину из которых он готов был заплатить за поездку, - всего 4. Очевидно, что девушкам, путешествуя автостопом, уехать проще, но и в то же время менее безопасно.

В надежде найти оптимальное сочетание - быстро и максимально безопасно - мы выпустили на дорогу Антона и Алину в паре. 

За 20 минут ребятам удалось остановить всего 3 автомобиля. А это значит, что Алина одержала в эксперименте чистую и безоговорочную победу - белорусские водители охотнее подвезут девушку, нежели пару или даже одного парня, готового заплатить за дорогу.

После эксперимента Алина рассказала, что многие из тех, кто останавливались, были расстроены, что все понарошку. Ведь останавливались они не из-за конфет, а из-за живого общения, которого так и не получили. Один из водителей сказал, что для него нет разницы, парень голосует или девушка, он готов подвезти любого. То же самое сказал и другой водитель, добавив: "Какая разница кто, лишь бы ехать было веселее". У третьего дочь путешествует автостопом, поэтому он тоже старается помогать хичхайкерам. 

Обратно в город мы планировали добираться на автобусе. Однако настолько увлеклись процессом, что опоздали на общественный транспорт буквально на пару минут. Автостопщики сразу предложили ловить машину. Но вероятность того, что нас заберут сразу четверых, была крайне мала. После долгих обсуждений было решено - Антон с Алиной добираются до города своим излюбленным способом, а мы с фотографом отправляемся на пешеходную прогулку длиной 4 км. Не успели мы пройти и 200 метров, как Алина с Антоном уже забирались в грузовик. Больше двух человек водитель взять не мог, поэтому мы лишь наблюдали за довольными лицами проезжающих мимо нас ребят. Немного поразмыслив, мы тоже решили "стопить". Буквально через 5 минут возле нас с визгом остановилась Audi A8 - водитель поздно заметил, что мы голосуем, но проехать мимо не смог. Ну вот и развеян миф, что на дорогих машинах просто так автостопщиков не подвозят. Водителем Audi оказался Александр:

- Сам я автостопом не занимался, но знаю, что такое жить на маленькую зарплату. Когда только приехал в Минск, работал грузчиком, а сейчас у меня свой бизнес. Наверное, мне повезло, поэтому я стараюсь помочь тем, кому повезло меньше. Или еще повезет, но чуть позже. Иногда ведь на обочине голосуют люди, у которых нет другой возможности добраться до пункта назначения. Я отношусь к таким людям с сочувствием и всегда их подвожу...

В общем, первый автостопный опыт удался, да еще и небольшой миф смогли развеять. А к месту встречи на ст. м. "Каменная горка" мы добрались даже быстрее наших участников эксперимента. Что только добавило настроения и без того удавшемуся дню.

До встречи на дорогах!

Роман САВИНИЧ

Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
ABW.BY

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!