"Маленький снаружи, большой внутри" - под таким девизом Volkswagen вывел на рынок Polo первого поколения в 1975 году. За основу хэтчбека был взят субкомпактный Audi 50, а над незамысловатой внешностью первого Polo работал сам Марчелло Гандини, главный дизайнер легендарной Bertone. При длине всего 3,51 м первый Polo стал самой маленькой моделью Volkswagen - в салоне было достаточно места для четверых седоков и багажа.

Первое время под капотом Polo располагалась 0,9-литровая рядная бензиновая "четверка" с чугунным блоком цилиндров мощностью 40 л.с., позже - двигатель объемом 1,1 л с двумя степенями форсировки (50 и 60 л.с.). В начале 1977 года в гамме появилась версия в кузове седан, которую нарекли Derby. Автомобиль располагал двумя дверями и 515-литровым багажником, а в линейке двигателей появился новый 1,3-литровый мотор (60 л.с.), который также начали устанавливать на исходный хэтчбек.

В 1980 году дебютировал "разогретый" Polo GT со спортивной атрибутикой, 60-сильным двигателем и массой всего 700 кг. 

Выпуск первого поколения Polo продолжался до осени 1981-го, когда ему на смену пришел автомобиль второго поколения. Модель разрослась настоящим семейством (кроме седана была версия Coupe с покатой задней дверью), а в моторной гамме впервые появился дизель, который на модель начали устанавливать весной 1987 года. Это был моторчик объемом 1,3 л, развивавший 45 л.с., который позже сменил чуть более мощный 1,4-литровый вариант.

Впрочем, самым ярким представителем семейства стало Coupe GT 40, выпущенное лимитированным тиражом в 1987 году, задолго до появления пресловутого термина downsizing. Под капотом шустрой "трехдверки" массой 835 кг скрывался 1,3-литровый бензиновый двигатель, который с помощью механического нагнетателя развивал 115 л.с. и 148 Нм крутящего момента. На конвейере второе поколение Polo продержалось до 1994 года!

Летом того же года начался выпуск Polo III, который по габаритам был сопоставим с Golf первого поколения. Сперва это были трех- и пятидверные хэтчбеки, но в 1995-м в гамму вернулся седан - модель Polo Classic, ставшая наследником Derby, снятого с производства еще в 1990 году. В 1997-м свет увидел универсал Polo Variant с объемом багажника 390-1250 л в зависимости от положения заднего ряда.

В 1996 году для Polo предложили новый 16-клапанный двигатель 1.4 мощностью 100 л.с., в пару которому наряду с 5-ступенчатой "механикой" полагался также 4-ступенчатый "автомат". Была в гамме "третьего" Polo и оригинальная версия Harlequin с пестрой окраской кузова желтым, красным, зеленым и синим цветами.

В 1998 году решетку радиатора Polo впервые украсили три легендарные буквы GTI. "Подогретый" хэтчбек получил под капот 1,6-литровый двигатель мощностью 120 л.с., с которым на размен первой "сотни" тратил менее 10 секунд. После модернизации в 1999-м для "третьего" Polo в "базе" стала доступна ABS, а ESP предлагалась за доплату.

Выпуск Polo III продолжался до 2001 года, когда появилась модель четвертого поколения, в конструкции кузова которой использовалась сталь высокопрочных сортов. Базовые версии Polo IV получили под капот трехцилиндровые бензиновые двигатели объемом 1,2 л с отдачей 55 л.с. и 65 л.с.

В 2004-м в линейке Polo появилась приподнятая версия Fun с пластиковым обвесом - всего к выпуску были запланированы 5000 единиц таких машин, которые разошлись у покупателей как горячие пирожки! Концепция оказалась удачной, и впоследствии Polo Fun переродился в хэтчбек "повышенной проходимости" Cross Polo.

Весной 2009 года состоялся дебют пятого поколения Polo. В 201-м появилась версия Polo BlueGT, которая получила 140-сильную бензиновую "четверку" с механизмом деактивации половины цилиндров при небольших нагрузках - заявленный расход топлива достигал 4,5 л/100 км.

Впрочем, для нас в случае с "пятым" Polo важным является другой момент, ведь в Volkswagen впервые решились на разработку отдельной версии, адаптированной под климатические и дорожные условия стран СНГ, - это седан Polo, который теперь можно встретить чуть ли не в каждом минском дворе. Немцы о такой машине, сборка которой вот уже 7 лет осуществляется на заводе Volkswagen в Калуге, даже не слышали!

С каждым поколением Polo прибавлял в габаритах, и теперь это "переросток" сегмента B - только что представленное в Германии шестое поколение хэтчбека для европейского рынка перешагнуло четырехметровый рубеж (4053 мм) и примерно на 3 см крупнее Golf третьего поколения.

Впрочем, для Беларуси этот автомобиль опять-таки неактуален - нам придется запастись терпением и дождаться смены поколений одноименного седана. А она не за горами - сперва новый седан Polo (под именем Virtus) уже этой осенью начнут выпускать в Бразилии, а в 2018 году он должен встать и на конвейер калужского предприятия.

Максим АБЛОВ
Фото Volkswagen и из открытых источников
ABW.BY