В этот день в 1970 году с конвейера Волжского автозавода сошли шесть седанов ВАЗ-2101 "Жигули" - 2 синих и 4 вишневых, что символизировало цвета флага РСФСР. С тех пор на автозаводе в Тольятти было выпущено более чем 50 серийных моделей.

Первая LADA - самая массовая в СССР и России

Продажи "жигулей" начались в августе 1970 года. ВАЗ-2101 дал начало самому многочисленному семейству легковых машин в истории предприятия, более того - в истории российской автомобильной промышленности. С 1970 по 1988 год выпущено около 4,8 млн ВАЗ-2101 и его модификаций. Помимо ВАЗ-2101 самыми массовыми стали LADA 2106 (4,3 млн шт.), LADA 2107 (2,8 млн шт.), LADA 4x4 (2,5 млн шт.).

Доработка зарубежного прототипа

Первая модель LADA базировалась на итальянском седане FIAT 124, который в 1967 году получил звание "Автомобиль года" в Европе. Для производства и продаж в Советском Союзе зарубежный прототип прошел серию испытаний на дорогах, бездорожье и специальных участках брусчатки. По итогам тестов в конструкцию лицензионного автомобиля было внесено свыше 800 конструктивных изменений, их значительная часть была направлена на повышение надежности.

Была переработана подвеска: изменена кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. FIAT 124 обладал клиренсом около 130 мм. При модернизации итальянского шасси дорожный просвет спереди был увеличен до 175 мм. В результате доработок машина стала тяжелее на 90 кг, но это компенсировалось увеличенной мощностью мотора. ВАЗ-2101 получил новый двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров, что в будущем позволило дорабатывать мотор и повышать его объем. В сцеплении увеличился наружный диаметр фрикционных накладок - со 182 мм до 200 мм. В коробке передач появились синхронизаторы, разработанные для более скоростных спортивных "Фиатов". Кузов стал прочнее, а вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечило гораздо более надежное вывешивание автомобиля.

Появились отверстия под внешнюю пусковую рукоятку - в бампере, кузове и радиаторе. Вместо сигнальной лампы перегрева двигателя, применяемой итальянцами, на комбинации приборов ВАЗ-2101 появился указатель температуры охлаждающей жидкости.

Часть изменений хорошо заметна внешне, в чем могут убедиться посетители корпоративного музея АВТОВАЗа, где экспонируется FIAT 124 - редкий для России автомобиль предоставлен музею из частной коллекции. Сравнить его можно с первым проданным автомобилем ВАЗ-2101, который поступил в корпоративный музей после 19 лет эксплуатации.

Время показало, насколько верными были конструктивные решения, заложенные в ВАЗ-2101. Автомобиль стал достаточно прочным, надежным и комфортным - высокую оценку он получил как у отечественных потребителей, так и на зарубежном рынке, куда поступил уже в 1971 году.

Сегодня в России на учете стоят несколько сотен тысяч седанов ВАЗ-2101. Заслуженные автомобили до сих пор трудятся по прямому назначению - в качестве транспорта, но все чаще становятся предметом реставрации и коллекционирования.

Российский автомобиль ХХ столетия

В 2000 году ВАЗ-2101 был назван "Российским автомобилем столетия" по итогам опроса, проведенного журналом "За рулем". За первую модель LADA проголосовал каждый четвертый участник опроса, а всего в нем приняло участие более 80 тысяч человек.

Факты о ВАЗ-2101

• Сборка первых ВАЗ-2101 осуществлялась с ночь на 19 апреля, а 19 апреля 1970 года было воскресеньем.

• Первые "жигули" собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна. Это 22 апреля 1970 года - столетие В.И.Ленина.

• Массовое производство "жигулей" было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тыс. машин.

• На "единичку" устанавливали разные моторы объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным - 120 л.с. - был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.

• В 1970-1988 гг. было изготовлено 4.846.900 автомобилей LADA первой модели, включая модификации.

• 19 апреля - эта дата объявлена в АО "АВТОВАЗ" корпоративным праздником - Днем первого автомобиля.

• Первые "жигули" получили всем нам известный логотип с серебристой ладьей. В этой эмблеме - стилизованная буква "В" (ВАЗ), а еще ладья - символ движения.

• Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием. Победило название "Жигули" по наименованию горной системы, расположенной рядом с городом Тольятти. Были и народные прозвища - "единичка", "ноль первая", "жигулёнок". Слово "копейка" начали применять гораздо позже, в 1990-х годах.

• Продажи "жигулей" начались в августе 1970 года. Первый проданный автомобиль вишневого цвета хранится сейчас в музее АВТОВАЗа.

• Слово "жигули" не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.

• Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году - в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тыс. автомобилей LADA - это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.

• В 1972 году Волжскому автозаводу вручили международную премию "Золотой Меркурий" - на тот момент высшую награду в сфере европейской торговли. Это стало символом признания продукции Волжского автозавода - автомобиля LADA.

• В 1972 году автомобили LADA составили уже половину общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.

• До "жигулей" в СССР не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в Союзе реализовал принцип "произвожу - продаю - обслуживаю". В 1969 году был подписан приказ "Об организации отдела технического обслуживания автомобилей". Сначала планировали строить громадные автоцентры на 55 постов, но потом создали проекты 15-, 10- и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО. В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тыс. автомобилей в год - примерно половина общего объема продаж.