Предыстория

Дмитрий Назаров известен в Гродно тем, что занимается восстановлением детских педальных машинок времен СССР.

– Сначала я нахожу машинку, собираю комплект запчастей. А уже потом начинаю пескоструить, рихтовать. Некоторые даже цинкую, – рассказывал о своем хобби Дмитрий.

Его работы можно было видеть на фестивале SunDay и в парке Жилибера, где он даже проводил соревнования на своих машинках.

Коллекционируя детские модели, Дмитрий видит красоту и в советских автомобилях. Особенно ему близки "запорожцы", знакомые с детства.

Предыдущий ЗАЗ-968 Дмитрия уехал в Швецию

– В моей семье было несколько "запорожцев", потом был и свой личный ЗАЗ-968 1979 года. На нем этим летом я проехал 500 километров по Гродно – получил массу удовольствия, да и окружающим машина нравилась. Правда, состояние кузова было уже плачевным. Я решил его продавать. Вечером выставил на продажу, а ночью вайбер уже сходил с ума. Машину забрали утром, "запорожец" отправится в Швецию, – рассказывает АвтоГродно Дмитрий.

История покупки

– В продаже практически невозможно встретить "запорожцы" до 1980-х годов выпуска. Недавно "всплыло" объявление "запорожца" 1975 года в Витебске – я даже моргнуть не успел, как его купили. И тут приключилась забавная история. О моих поисках знал знакомый из Гомеля, которому на встрече армейских друзей кто-то показал фотографии белого ЗАЗ-968 1977 года со словами: "Смотри, какое чудо стоит в гараже приятеля с 90-го года". Так я впервые о нем услышал и попросил знакомого посмотреть машину, – вспоминает Дмитрий.

Автомобиль простоял в гараже без движения 30 лет. Весь покрылся паутиной, первого владельца уже не было в живых, а его родственники особо не знали, что делать с автомобилем. Дмитрий уговорил теперешних владельцев продать старенький "запорожец". Получив согласие, взял лафет и отправился в путь длиной 1200 километров.

Так, Дмитрий, по сути, стал вторым владельцем 43-летнего "запорожца".

– В таком состоянии я еще не встречал "запорожцев", не считая участников SunDay, – смеется Дмитрий. – У него "родная" краска, запаска 1977 года и оригинальные шины, "родные" сиденья, живые резинки и совершенно не выгоревшие "поворотники" с панелью приборов, как часто бывает. Эта машина не видела солнца.

К удивлению Дмитрия, пробег у автомобиля 60.000 км. Собеседник говорит, что для такой машины это много, но пробег компенсирован дотошным уходом первого владельца.

Находка в "Запорожце"

– Для меня большой неожиданностью стали документы, найденные в этом "запорожце". От прошлого владельца осталось все, – рассказывает Дмитрий. – От личных документов, а это повестка в армию и медицинская справка, до документов по автомобилю: на аккумулятор, навесной багажник, даже льготные талоны на бензин и масло, датированных 1979 годом.

Сейчас сложно представить, но раньше по таким талонам заправлялись и меняли масло. Нет талона – нет бензина.

Талоны и фотография первого владельца "запорожца"

В ЗАЗ-968 установлен бензиновый мотор 1,2 л на 42 л.с.

– Какой бензин можно заливать?

– Вообще 76-й ему нужен, но в наших реалиях буду лить 92-й. Кто-то адаптирует автомобиль к 92-му, но это дорого. Буду ездить без адаптации, как ездил на предыдущем ЗАЗ-968. Кстати, мотор хоть и маленький, но расходует 11-12 литров по городу. Еще одна особенность – отсутствие масляного фильтра, поэтому масло здесь нужно менять каждые 3000 километров, – говорит Дмитрий.

– От этого автомобиля в особенном восторге мой ребенок. Еще от поездок на прошлом "запорожце" он ликовал, ему все было интересно покрутить, повертеть, а характерный треск мотора, не поверите, помогал быстро заснуть, – говорит Дмитрий. – Надеюсь подготовить и белый "запорожец" к следующему сезону, чтобы выезжать на улицы Гродно.

Дмитрий уже приобрел новые шины 155/80 R13 – максимально близкие по размеру к оригиналу. Говорит, на советских опасно ездить – быстро появляются трещины и вздутия, что небезопасно.

– Какие планы на "новый" автомобиль?

– Нужно перебрать тормоза, заменить крылья и пороги, где появились очаги коррозии, сделать ТО. В остальном "запорожец" очень живой, – говорит о планах Дмитрий.