Новые микрорайоны

На спутниковом снимке от 17 июля 2001 года видны строящиеся и уже построенные дома микрорайона Лошица-2, а также очертания будущей Лошицы-1.

На конец 2020 года застройка микрорайона продолжается: строятся Лошица-7, -8 и -9. Ключевыми в этом массиве жилой застройки стали улицы Янки Лучины, Прушинских, Владислава Сырокомли, Павла Шпилевского и другие.

3 апреля 2004 года – между Малиновкой и Курасовщиной поле, на котором колосится пшеница и пасутся коровы.

На 3 сентября 2020 года застройка микрорайона Брилевичи, который в основном сформировался уже к 2014 году, почти закончена, много лет функционирует и студенческая деревня. Со строительством нового микрорайона дорожная сеть приросла улицами Яна Чечота, Наполеона Орды, Каролинской, Ежи Гедройца и Микалоюса Чюрлениса.

Во время строительства метрополитена в этой части города важную роль сыграла новая улица Чюрлениса, которая соединила проспект Любимова с улицей Семашко, что позволило жителям Малиновки и Юго-Запада добираться в центр города, минуя перекрытый проспект Дзержинского.

В 2010 году началась застройка территории в границах улиц Янковского, Горецкого и Рафиева. Еще 11 августа 2009 года на спутниковом снимке видны деревня и поля.

На конец 2020 года эта территория в основном застроена многоквартирным жильем. Вместе с ним на карте города появились улицы Академика Карского, Маршала Лосика и Юрия Семеняко. Последняя стала продолжением улицы Голубева.

Перемещаемся чуть восточнее в 3 апреля 2004 года. Между улицами Гурского и Алибегова поле. Через несколько лет здесь начнется строительство микрорайона Михалово.

Вместе с ним город прирос улицами Янки Брыля, Льва Сапеги, Острожских, Тышкевичей, Ельских и Михайловской. Также была значительно расширена ул. Алибегова от пр-та Дзержинского до пр-та Газеты "Звязда".

В 2004-2009 годах из состояния поля выросли микрорайоны Сухарево-4 и -5, а также частично Красный Бор - 2. К сожалению, большая часть этой территории до появления на ней застройки отсутствует в истории Google в масштабе, доступном для изучения. Тем не менее именно в те годы были построены улицы Мазурова, Скрипникова и Шамякина.

3 апреля 2004 года нет и намека на существование микрорайона Каменная Горка, который спустя 10 лет станет символом эпохи льготного кредитования. Отсутствует как явление и Домбровка. Также на снимке 2004 года видно, что строительство Красного Бора - 1 только начинается.

Сегодня на этой территории построен огромный массив жилья, а вместе с ним и множество новых улиц: Неманская, Казимировская, Каменногорская, Лидская, Налибокская, Люцинская в Каменной Горке. Улица Колесникова отделяет ее от соседней Домбровки, вместе с которой на карте Минска появились улицы Иосифа Жиновича, Алеся Гаруна, Владислава Голубка и Валерия Чичурина.

В 2002 году застройка нечетной стороны проспекта Машерова, нынче Победителей, заканчивается Белорусским государственным университетом физической культуры. Никакой "Минск-Арены", никакого микрорайона Радужный через дорогу. На месте микрорайона Лебяжий распаханное поле, территория нынешнего авторынка "Ждановичи" также не застроена.

Сентябрь 2010 года: Радужный почти полностью готов, ведется строительство ТРЦ Arena City, "Минск-Арена" уже во всю функционирует, как и авторынок. Преимущественно малоэтажная застройка Радужного повлекла за собой появление большого количества улиц и переулков на небольшой территории. Это улицы Пионерская, Тихая, Даровская, Покровская, Речная, Крупецкая и Золотая; переулки Тихий, Соловьиный, Даровский, Озерный, Изумрудный и Золотой. Эта территория стала одним из самых престижных мест Минска.

Буквально спустя год начинается строительство Лебяжьего, которое постепенно продолжается и сегодня. Основными магистралями нового района стали улицы Мястровская, Ильянская, Княгининская, Ратомская и Камайская.

11 августа 2009 года – восточнее Национальной библиотеки еще располагается сад. Скоро здесь начнется строительство жилого комплекса "Маяк Минска".

Спустя 10 лет от сада не осталось и следа, а вместе с высокоплотной застройкой на карте города появились улица Петра Мстиславца и Кирилла Туровского.

2002 год. На снимке видны зачатки малоэтажной застройки микрорайона Большая Слепянка.

Сегодня это еще одно из престижных мест для жизни с большим количеством небольших улочек, названных в честь деятелей белорусской культуры и науки: Велентия Ваньковича, Игната Домейко, Игната Буйницкого, Адама Шемеша, Павлюка Труса, Евгения Глебова, Бронислава Тарашкевича. Ключевой улицей этого жилого массива, соединяющей его с проспектом Независимости, является Жасминовая.

В 2015 году аэропорт Минск-1 находится на своем месте, но уже совсем скоро начнутся работы по демонтажу его построек, а затем на этой территории будет развернуто масштабное жилищное строительство.

Сегодня процесс возведения комплекса "Минск-Мир" находится в активной стадии, но уже частично сформированы улицы Белградская, Николы Теслы, Леонида Левина и Братская, начато строительство проспекта Мира. Также за несколько лет вдоль железной дороги была построена Южная магистраль, соединившая улицы Володько и Асаналиева.

Несмотря на то что формально эта территория находится в Минском районе, нельзя не выделить микрорайон Новая Боровая, на месте которого еще в 2014 году находилось летное поле аэродрома Боровая.

Сегодня это современный жилой массив с рядом улиц, названия которых предсказуемо связаны с авиацией и историей ее развития: Небесная, Авиационная, Леонардо да Винчи, Братьев Райт, Артема Микояна, Михаила Миля, Александра Яковлева, Николая Камова, Амелии Эрхарт. Строительство микрорайона продолжается.

Новые развязки

Рост автомобильного трафика в городе повлек за собой появление современных дорожных развязок, в основном в местах пересечений некоторых ключевых улиц первого и второго транспортных колец с другими улицами.

Возможно, вы удивитесь, но Минская кольцевая автодорога была полностью сформирована уже в XXI веке. На этом снимке за август 2002 года идет реконструкция развязки МКАД с Логойским трактом и строительство развязки с ул. Мирошниченко. Реконструкция была связана с необходимостью расширения моста, который был здесь узким местом.

А теперь посмотрите на снимок ниже и попробуйте вспомнить, где это.

Именно так выглядело пересечение МКАД и Мядельской трассы в июле 2001-го. К концу 2002 года была построена двухуровневая развязка, но далеко не в том виде, в котором мы привыкли видеть ее сегодня.

Лишь на снимке 2008 года Долгиновский тракт и трасса Р-58 уже находятся на актуальных сегодня местах.

Вернемся в город. В начале 2010 года была готова развязка, соединившая улицу Кальварийскую с проспектом Машерова, а также построен новый путепровод через железную дорогу. В 2004-м попасть с Кальварийской на тогда еще улицу Дрозда можно было только через улицу Тимирязева.

Еще в 2009 году улицы Маяковского и Денисовская пересекались в одном уровне. В 2010-м было начато строительство развязки, жертвой которого "пал" автобусный парк №1. Уже в 2012 году развязка использовалась по своему прямому назначению, а спустя еще несколько лет остатки территории АП-1 занял крупный торговый центр.

После закрытия котлованов тоннелей метров в конце 2010-го – начале 2011 года была начата реконструкция развязки на пересечении проспектов Дзержинского и Жукова. Чуть более чем за год она из двухуровневой превратилась в трехуровневую и 30 июля 2012 года уже активно использовалась.

Также после окончания строительства метро была возведена развязка на пересечении проспекта Дзержинского и улиц Алибегова, Железнодорожной и Семашко, которая была готова в середине 2014 года.

Еще одна развязка появилась на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова после сноса автовокзала "Московский" и начала строительства в 2014 году офисного центра "Газпрома".

В 2016-м узкий Домашевский переулок, начинающийся от развязки, с которой мы начали эту часть материала, и заканчивающийся на пересечении с ул. Карла Либкнехта, превратился в широкую улицу.

Затем уже улица Домашевская был продлен до проспекта Дзержинского, на пересечении с которым построили развязку, законченную в 2019 году.

Пока Домашевская заканчивается тупиком, но скоро она будет продлена до улицы Толстого, на пересечении которой с улицей Московской в 2020 году началось строительство еще одной развязки. Результатом станет соединение частей первого кольца на этом участке, что должно значительно облегчить жизнь автомобилистам.

Продление и расширение улиц

Мы уже вспоминали, что Долгиновский тракт после пересечения с улицей Будславской по своей привычной сегодня траектории пошел только в середине нулевых. Но если его новая часть была широкой изначально, то старая представляла собой узенькую улицу. Реконструкция Долгиновского тракта была закончена в 2013 году, после чего он получил по три полосы в каждом направлении от МКАД до пересечения с пер. Червякова, за которым весь трафик упирается в узкое "бутылочное горлышко".

Улица Ваупшасова от Геологической до МКАД в современном виде была построена в конце 2010 года.

Несколько лет потребовалось на реконструкцию ул. Маяковского, которая была завершена в 2013 году. Улица стала значительно шире, но целесообразность такого расширения иногда ставится под сомнение.

К чемпионату мира по хоккею 2014 года была значительно расширена улица Кабушкина и частично ул. Ташкентская, избыточность пропускной способности которых очевидна всем.

Наш вердикт

Строительство новых жилых массивов логично повлекло за собой появление новых улиц. С ростом автомобилизации потребовалось оптимизировать перемещение автотранспорта, следствием чего стало строительство новых транспортных развязок, появление которых позволило оптимизировать логистику и значительно ускорить перемещение на некоторых участках дорог. Также в XXI веке были продлены и расширены некоторые улицы. Целесообразность таких реконструкций в некоторых местах вызывает вопросы, но в целом для водителей город стал гораздо удобнее.

Увезут отовсюду. Эвакуация машин в базе Автобизнеса