Для оформления и работы в качестве легального перевозчика необходимо:
1. Регистрация ИП в местном исполкоме - 31 тысяча рублей;
2. Получение лицензии в Министерстве транспорта и коммуникации РБ - 80 евро;
3. Оборудование машины таксометром - 150 долларов (по нашим сведениям, 400 долларов. - Авт.);
4. Нанесение "шашечек" на двери автомобиля - 30 долларов;

5. Ежемесячная уплата фиксированного единого налога в любой сберкассе - 80 евро.
Таким образом, общая стоимость затрат (однократно!) - около 320 (или 550, плюс трехкратная оплата за страховку. - Авт.) евро. Ежемесячные отчисления - лишь 80 евро, в то время как штраф за нелегальный извоз составляет от 310 до 1550 тысяч рублей с конфискацией дохода, полученного от такой деятельности.



В соответствии с графиком проведения совместных контрольных мероприятий с УГАИ ГУВД Мингорисполкома инспекциями МНС РБ по районам г. Минска за первое полугодие 2007 года было осуществлено 219 рейдовых проверок (в среднем почти две проверки в день!) по выявлению фактов оказания транспортных услуг без специального разрешения (лицензии), нарушений условий и правил осуществления указанного вида деятельности. В результате этих мероприятий в 189 случаях были установлены различные нарушения законодательства, а именно: 174 физических лица, осуществлявших без государственной регистрации деятельность по перевозке пассажиров легковыми автомобилями - такси. На лиц, допустивших нарушения, было составлено 45 административных протоколов (125 физических лиц, выявленных впервые, были лишь предупреждены об административной ответственности по ст.12.7 КоАП РБ при повторении данного нарушения). По результатам рассмотрения судами к ответственности привлечено 37 физических лиц. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 19 млн. 757 тыс. рублей, в том числе на физических лиц - 12 млн. 834 тыс. рублей. Также решениями судов в доход государства обращено 12 ТС общей стоимостью 85 млн. 504 тыс. рублей (согласно протоколам, составленным до принятия нового КоАП РБ).
- Павел, разве проблема борьбы с нелегальным частным извозом - это что-то новое? В чем причина столь затянувшейся кампании?
- Действительно, проблема нелегального извоза существует давно. Наша база данных на попавших под контроль нелегалов ведется с 1996 года. С 2006-го у нас утвержден общий график, в рамках которого мы совместно с ГАИ и транспортной инспекцией проводим рейды по проверке и задержанию нарушителей закона о предпринимательской деятельности. Первый раз мы просто предупреждаем водителя о том, что нелегальный извоз квалифицируется по части 1 статьи 12.7 КоАП РБ, и вносим такого "предпринимателя" в базу данных, в которой в настоящий момент по Минску числится уже более 2 тысяч человек. После того как водитель попался на нелегальном извозе второй раз, работники инспекции составляют протокол и направляют материалы проверки в суд для принятия решения. В чем основная проблема? Раньше, то есть по старому кодексу, при повторном задержании по части 1 статьи 154 за нелегальный извоз помимо штрафа было предусмотрено изъятие и конфискация орудия правонарушения. Поэтому за один только прошлый год с нашей подачи судами было конфисковано и обращено в доход государства более 80 автомобилей на сумму около полумиллиарда рублей. По нынешнему же кодексу такой меры, как конфискация, уже нет. Да и какой доход от нелегальной деятельности мы можем доказать кроме принятия той суммы денег, которая была предложена в момент контрольной закупки? Указывать на то, что этого водителя и раньше видели за данным занятием, бессмысленно и бездоказательно. Получается так, что на сегодняшний день нелегалы рискуют получить лишь штраф, хотя не такой уж и маленький - от 10 до 50 базовых величин.
- Значит, раньше вы имели реальную возможность видеть конкретные результаты своей деятельности, а теперь вам "связали руки", и они опустились?
- Нет. Так говорить нельзя. Потому что порядок наводить мы будем в любом случае и при любых условиях. Да и конфискация средств правонарушения никогда не была и не будет (если к этому вернется) основной нашей целью. Мы говорили о конфискации лишь как о самом грозном и наиболее эффективном методе борьбы с теми, кто, несмотря на предупреждения, продолжает нарушать закон. Главное, что всех нас, и ГАИ, и транспортную инспекцию, беспокоит, - это в первую очередь безопасность наших граждан, их абсолютная беспечность, когда они соглашаются стать пассажирами нелегальных извозчиков. Ведь ездят в таких "такси" не одни только взрослые граждане сами по себе - они нередко и детей с собой берут, забывая, что автомобиль является средством повышенной опасности. Случись с ними что-либо в пути - у нелегального перевозчика нет никакой ответственности перед ними! На чем он ездит? В каком техническом состоянии его автомобиль? Да и физическое и психическое состояние такого водителя разве можно игнорировать? Легальный же таксист дважды в год проходит техосмотр своего автомобиля, регулярно проверяется техническое состояние машины перед выездом на линию, проводится ежедневное медицинское освидетельствование. В конце концов, куда идут деньги, которые граждане отдают нелегалу? Только в карман правонарушителя. А часть того, что мы платим официальному таксисту, идет в госбюджет, из которого, напомню, финансируется та же бесплатная медицина и образование. Поэтому отказ от услуг нелегального извозчика - это факт самоуважения наших граждан, их сознательности.
- Всегда ли заботу вашего ведомства в плане борьбы с нелегальным извозом разделяли смежные правоохранительные структуры? Довольны ли вы сотрудничеством с ГАИ и транспортной инспекцией?
- Если сейчас в соответствии с кодексом правонарушение за нелегальный извоз рассматривает хозяйственный суд, то раньше материалы нашей проверки рассматривали общие суды. В конце 2006 года у нас было проведено совместное совещание с Минским городским судом, на котором присутствовали и представители районных судов. Результат не заставил себя ждать - многие нелегалы прекратили свою противоправную деятельность. Да, сотрудничеством и взаимодействием с ГАИ и транспортной инспекцией мы довольны вполне. Никаких взаимных претензий у нас нет. Кроме них нам регулярно помогают сами же таксисты, работающие в фирмах или по лицензии. Их помощь крайне важна и продуктивна. Нет, говорить о том, что кто-то нам мешает или относится к данной проблеме без должного внимания, лично у меня нет ни малейшего основания. Наоборот. Все кругом рьяно заинтересованы в более эффективных действиях по наведению порядка в плане искоренения нелегального извоза вообще.
- Но почему же тогда эта проблема так долго существует? Почему злостным нелегалам удается безнаказанно уходить от ответственности? Почему создаются условия, позволяющие им вполне резонно возмущаться, и даже новичку, первый раз попавшемуся на извозе (о чем мы писали две недели назад), неоднократно опротестовывать решение суда? Существует ли некая четкая инструкция, строгое выполнение которой (во время оперативной разработки) позволяет отсеять какие-либо сомнения относительно виновности правонарушителя? Лично у меня при подготовке того материала сложилось впечатление, что техническое оснащение у выезжающих в рейд инспекторов далеко от должного уровня. Иначе не было бы такой проблемы с доказательной базой, на что часто указывают нарушители и ваши коллеги...
- В своей работе мы руководствуемся Положением о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольных оформлений заказов на выполнение работ, оказание услуг, принятым постановлением Совета Министров РБ N47 от 20 января 2004 года. Положение определяет порядок проведения должностными лицами налоговых органов контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольных оформлений заказов на выполнение работ, оказание услуг. Вопросы технического оснащения цифровыми диктофонами, фото- и видеокамерами также решаются.
- А как можно прокомментировать высказывания наших читателей-таксистов о том, что "ловят лишь "комаров", а настоящие "упыри" как были, так и остались". Мол, это проблема коррупции, договоренности, когда о тех же готовящихся рейдах настоящие "фильтры" и "бомбилы" предупреждаются заранее. Или их просто кто-то хорошо "крышует"?
- Нет, я так не думаю. Это по большей части домыслы. Никому не известно, куда мы поедем. Хотя, конечно, о времени проведения проверки нелегалы могут узнавать, но из каких источников - сложно сказать... Поймите, в плане борьбы с нелегальным извозом перед нами стоит две основные задачи: объяснить и внушить всем нашим людям, что пользоваться услугами нелегала опасно, и убедить водителей, занимающихся нелегальным извозом, что, выйдя из тени и прекратив нарушать закон, они смогут достичь большего. Времена бесконтрольной деятельности и безнаказанности прошли. Поэтому я особо хочу обратить ваше внимание на такую позицию нашего руководства, как уважение к нашим гражданам, даже если они и выявляются нами как нарушители закона. Штрафы и санкции, которые предпринимаются в отношении нарушителя, для нас не самоцель. Мы всегда вежливо и убедительно должны объяснить таким людям, что сегодня быть честным и законопослушным удобнее не только в плане душевного комфорта, но и с позиции материальной выгоды.
Беседовал Игорь МОСКАЛЕНКО.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!