Так, в 1990 году с целью развития нового вида туризма в рамках союзной государственной программы на базе одного из цехов Минского автозавода было начато производство туристических прицепов под маркой "Купава". Технология и оборудование были закуплены у одной из словенских компаний. Планы были грандиозные - мощности завода позволяли производить аж 6000 туристических прицепов в год. В Беларуси с целью популяризации этого вида отдыха и для продажи зарубежных образцов был создан "Кемпинг-клуб", просуществовавший, впрочем, недолго. Массовым этот вид отдыха так и не стал и, видимо, не станет. Хотя свои плюсы он, несомненно, имеет.

Итак, рынок прицепов-дач сегодня формирует буквально пара фирм, которые возят бывшие в употреблении прицепы, работая как под заказ, так и имея небольшой склад, а также перегонщики и собственно "МАЗ-Купава".

"Бэушки"
По словам продавца прицепов-дач Дмитрия, на новую технику спроса в Беларуси практически нет, ведь стоит она от 16 до 50 тысяч евро ("Купава", конечно же, дешевле), тогда как диапазон цен на "бэушки" варьируется от 2 до 10 тысяч долларов.
- Раньше караваны больше для себя покупали - для отдыха, путешествий в Крым, страны Европы, - говорит Дмитрий. - Сейчас перевес в сторону организаций, предприятий, которые берут их под бытовки, сторожки. Один прицеп-дачу вообще взяли, чтобы переделать под карету, - нужен был кузов. Некоторые предпочитают брать караван без внутреннего оборудования, шкафов и делают все внутри под себя, например детскую игровую комнату. Покупали прицепы для киностудии под гримерки. Сейчас наши клиенты рассматривают прицеп в качестве дешевого варианта дачи стоимостью порядка 3 тысяч долларов. А что? Есть спальные места, умывальник, газовая плита, газовый обогреватель. Приехал, поставил, подключил свет, газовый баллон - и живи. Для торговли пару раз прицепы привозили, хотя в этом направлении с "Купавой" трудно конкурировать. Некоторые клиенты, как то рыбаки, охотники, те, кто занимается лыжами или водными видами спорта, например аквалангисты, сразу ставят условие, чтобы в прицепе было тепло для эксплуатации зимой.
Спрос весьма ограничен - в месяц, как признается Дмитрий, их фирма продает 3-4 прицепа, в сезон (май, июнь, июль) несколько больше. Тем не менее в наличии имеется порядка 10 моделей разных размеров и комплектации, хотя эксклюзивные прицепы (а к таковым относятся, в частности, большие "двухосники", для управления которыми требуются права категории "Е") привозятся под заказ.
В Беларусь караваны приходят из Европы, основные поставщики - Германия и Голландия. В Европе больше пятидесяти производителей прицепов, на белорусском рынке представлено десятка полтора: Burstner, KIP, Adria, Solifer, Wilk, Hobby и другие. Прицепы делятся на одноосные и двухосные; в обычных комплектациях и в люксовых. Прицеп может комплектоваться палаткой или навесом, а это дополнительная площадь. Сегодня пользуются спросом 5-6-местные прицепы для больших семей и компаний либо маленькие - длиной кузова до 3,5 метра. Возраст техники - 20 лет и младше. Стоит оговориться, что это не автомобиль - здесь годы не всегда играют роль. Важно техническое состояние прицепа и его внешний вид. Есть и 20-летние прицепы с довольно современным дизайном. Как отмечают специалисты, максимум, что может случиться с 10-летним караваном, - это выработка газового оборудования: "За 10 лет эксплуатации такая техника, бывает, и 100 дней не нахаживает. Хранят ее, как правило, хорошо. Хотя в Америке в трейлерах живут бомжи, в Европе такого нет".
"У нас спрашивают порой и автодома. Но они дороговаты. Считайте: 20-летний автодом стоит порядка 8 тысяч евро плюс растаможка. И это за 20-летнюю машину, которая уже отъездила, ведь автодом - это в первую очередь машина".

Странно, что такая техника еще не сдается в аренду, ведь активно проводить выходные предпочитают многие. "Пока только планируем прокат из расчета 40-70 долларов в сутки за прицепы 90-х годов, в которых есть все внутри, - говорит Дмитрий. - Если учесть, что четырехместный коттедж в Силичах сдается за 362 тысячи рублей в сутки, то выгода для компании налицо".
Интерес к прицепам-дачам постепенно растет. Так, в начале 2000-х годов, на этапе "прощупывания" рынка, в год продавалось всего 3-4 прицепа, причем недорогих. "Сейчас народ стал богаче, может себе позволить отдыхать с комфортом, - отмечает Дмитрий. - У нас есть клиент, который покупает уже второй или третий прицеп - активно отдыхает. А в этом плане караван - хорошая альтернатива палатке. Не надо ничего разбивать. Приехал на место - уже все готово".
Что касается условий покупки, то продавцы предоставляют рассрочку в оплате до трех месяцев.
Конечно, требуются и некоторые расходы. Растаможивается прицеп-дача по тем же критериям, что и автомобиль. Его необходимо поставить на учет в ГАИ, а также заплатить страховку и ежегодно проходить техосмотр. Ну и конечно, если караван хранится на стоянке - дополнительные расходы. Что касается эксплуатационных затрат, то они минимальны. Если очень много катаешься, нужно поменять "резину" и колодки. Плюс газ.
О сервисном обслуживании в Беларуси в отсутствие официальных представителей, конечно, и речи нет. "Мы сами ищем для клиентов запчасти. Что-то можем привезти, но это не автомобиль. Большинство из того, что ломается, можно купить в мебельном магазине, - замечает Дмитрий. - Большая часть оборудования довольно-таки надежная и служит десятилетиями".

"Купава"
В 90-е годы производство туристических прицепов "Купава" началось с двух моделей. Но вскоре народу стало не до путешествий, и завод сделал ставку на прицепы для торговли. И не ошибся! В этом сегменте предприятие по соотношению цена-качество оставляет позади европейских производителей, а марка "Купава" известна от Минска до Владивостока и Новой Зеландии. Заказы на предприятии расписаны на полтора месяца вперед. Да и, собственно говоря, в торговом направлении работать гораздо выгоднее, ведь здесь серийная техника, типы, размеры, тогда как туристическое направление - это капризы клиента, работа под заказ. Конкурентов у белорусского предприятия на просторах СНГ, по сути, нет (в России, в Нижнем Новгороде, есть один производитель подобной техники, но объемы его производства весьма ограниченны).
Из почти ста моделей и модификаций, выпускаемых "Купавой", туристических прицепов по-прежнему два: 2-местный вариант с большой кроватью и 4-местный. За последние десять лет появилась фактически одна новинка в этой области - прицеп-"раскладушка", этакий "Зубренок", раскладывающийся в палатку и снабженный газовым кухонным блоком.
"Планы у нас грандиозные. В этом году мы планируем продать два прицепа-дачи. А может быть, и целых три!" - гордо заявили сотрудники компании "Мiкам", дилера "Купавы". Спрос на прицепы-дачи для туризма весьма ограничен. В год, по данным дилера, продается не более 15 единиц. "Причем в Беларусь за последние 10 лет продается не более 1-2 прицепов в год, а основная масса уходит в Россию - здоровым частникам, которые брезгуют "бэушным" немецким старьем, или по заявкам фирм и организаций для нефтехимической отрасли или, к примеру, для оборудования передвижных стоматологических кабинетов. Для сравнения: один из крупнейших производителей немецкая компания Hymer в год производит более четырех тысяч единиц техники. К слову, технический директор российского представительства Hymer - выходец из "Купавы".
"У тех же немцев автодом или прицеп-дача - атрибут престижа, - говорит Андрей МУРАВЬЕВ, сотрудник компании "Мiкам". - Сначала покупается машина, затем дом, потом тысяч за 80 евро - наиболее вместительный караван или автодом. Ставят его на крытое парковочное место, за которое платится пара тысяч долларов в год, чтобы на 10 дней съездить на Лазурный берег, в Грецию или на Балтику. Когда приходит май, все бесплатные дороги, ведущие к морю, забиты кемперами, прицепами, вэнами... И как со временем телефон или автомобиль заменяют более престижным, так и на эту технику существует мода. Ее меняют на новую, невзирая на еще приличное техническое состояние. Так формируется очень большой "бэушный" рынок, который "съедает" наших производителей".
На российских форумах в Интернете, посвященных караванам, туристические прицепы "Купава" вызывают двоякие чувства. С одной стороны, отмечается высокое качество сборки мебели и проклейки швов - такое же, как в Европе. А с другой - дизайн прошлого века, отсутствие амортизаторов (попробуйте немцу продать караван без амортизаторов!) и стационарного биотуалета. Отмечается, что с внешней стороны фанерный пол обработан недостаточно, а значит, будет гнить, а также некоторые другие недостатки. Зато в наличии большая ванная комната и поддон, что позволяет организовать душ.
В России есть интерес и к автодомам. "Купава" же пока может предложить автодома только на базе ГАЗели и МАЗа. Причем, сами понимаете, для семейного отдыха МАЗ не самое подходящее автотранпортное средство. "Здесь встает несколько проблем. Так, спрос есть именно на полноприводные автодома. Но отечественные поставщики толкового ничего предложить не могут, а варианты европейского производства весьма дорогие, - продолжает Андрей Муравьев. - А если автодом нашего производства поставить на шасси Iveco или Mercedes, то цена составит порядка 40 тысяч евро. То есть по стоимости наш продукт приближается к Hymer, и потребитель задумывается, а не предпочесть ли ему эту фирму. Но самая главная проблема в том, что Россия ввела обязательное наличие заводской АБС в транспортных средствах для перевозки людей, а ГАЗ не выпускает модели с АБС, по крайней мере, те модели, на которые у нас было одобрение типа. Да и вообще ГАЗ сейчас старается не выпускать пустое шасси, а сразу с "начинкой", чтобы зарабатывать по максимуму".
Какое-то время после начала производства стоимость нового прицпепа-дачи "Купава" составляла около 4 тысяч долларов, что в свое время было сравнимо с ценой новой квартиры. Теперь прицеп-дача в ценовом выражении смотрится намного выгоднее, однако у нас этот вид отдыха практически не развивается. "Причин несколько, - считает Андрей Муравьев. - В Европе, конечно, есть куда с дачей-прицепом поехать. Между городами порой 3-4 кемпер-плаца с электричеством, водопроводом и канализацией. Стоят караваны - не видно конца-краю. А у нас куда с ним поедешь? Да и инфраструктуры нет. Вот на Нарочи есть стоянка, так и то в чистом поле".
Автономностью, то есть возможностью работать в глуши, там, где нет 220 вольт, обладают не все прицепы-дачи - все же их производство изначально рассчитано на европейский уровень развития этого дела. Впрочем, в некоторых из них большая часть оборудования способна работать на газу или встроенных аккумуляторах, емкости которых хватит, чтобы отдохнуть в выходные.
А вот продавец "бэушек" Дмитрий считает, что не отсутствие инфраструктуры в Беларуси тормозит развитие кемпер-туризма. "В большинстве своем народ решает эти вопросы. Покупатель сообразительный - берет генераторы, - говорит он. - И не в деньгах дело. Денег у народа хватает. Покупают же новые автомобили, причем в большом количестве, и в кредит берут. Просто не все знают еще. Многим надо попробовать, чтобы понять. А что касается зарубежных поездок, то мало народа отдыхает самостоятельно, предпочитая доверить себя турфирмам".
Марина АЖГИРЕЙ.

Для автодома полной массой до 3500 кг нужны права категории "В", как для легкового автомобиля, с полной массой свыше 3500 кг - категории "С", как для грузового. При движении с караваном, если сумма полных масс тягового автомобиля и каравана меньше или равна 3500 кг, достаточно прав категории "В". Если эта сумма больше, то нужны права категорий "В" и "Е". Если тягач имеет полную массу более 3500 кг, то при движении с караваном нужны права категорий "С" и "Е".

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!