- Прежде чем идти получать лицензию, будущий перевозчик должен стать владельцем или арендатором некоего (соответствующего данному роду деятельности) подвижного состава. (Одного "микрика" может оказаться недостаточно. Почему? Узнаете позже. - Авт.) Затем, получив лицензию в Минтрансе и лицензионную карточку в транспортной инспекции, будущий перевозчик подает заявку на участие в организуемом и проводимом СТС конкурсе на вакантное место в уже существующем или вновь организуемом маршруте. Объявление о конкурсе поступает в СМИ не позднее, чем за 30 дней до его проведения. Для участия в конкурсе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет конкурсной комиссии следующие документы:

- заявление и анкету по форме;
- копию лицензии;
- копию водительского удостоверения с соответствующими категориями;
- копии документов, подтверждающих право владения или пользования ТС, в том числе свидетельств о регистрации ТС; копию договора на проведение предрейсового контроля технического состояния ТС перед выездом на маршрут;
- справку налогового органа об отсутствии задолженности по платежам в бюджет;
- копию трудовой книжки водителя.
Все копии в день их подачи подтверждаются оригиналами.
Из самого понятия конкурс вытекает, что к работе на линии, маршруте допускается тот перевозчик, который способен оказать более качественную услугу в более полном объеме. Критерий? Их достаточно, и отражены они в "Инструкции об организации городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в г. Минске", утвержденной решением Мингорисполкома N1845 от 20.10.2005 года.
Здесь учитывается год выпуска ТС, его внешний вид, наличие у перевозчика собственной производственной базы (или возможности) для обеспечения надлежащего технического и санитарного состояния ТС, условия, позволяющие осуществлять контроль за состоянием здоровья водителя перед выездом на маршрут, стаж работы претендента в области пассажирских перевозок, качественные характеристики ТС и многое другое. Особенно приветствуется НАЛИЧИЕ РЕЗЕРВА для замены ТС в случае прекращения обслуживания маршрута по техническим причинам. Если на конкурс поступило предложение от одного претендента и оно удовлетворяет условиям конкурса, заключение договора с оператором перевозок (коим выступает СТС) и выдача разрешения заказчиком (коим является Мингорисполком) осуществляются без проведения конкурса. Конкурс проводится бесплатно, однако за пакет документов для участия в нем следует заплатить. Сумма может варьироваться, сейчас это около 100 тысяч рублей. Даже если вы сами разработали маршрут и готовы целиком (или частично) его обслуживать - конкурса вам не избежать, то есть нет гарантии, что вы окажетесь победителем и сможете на этом маршруте осуществлять свою деятельность.
Получив разрешение на маршрут, лишиться его перевозчик может лишь в двух случаях: либо по собственному заявлению, либо за допущенные нарушения.

Как известно, маршрутные такси появились в Минске еще в 1996 году. До учреждения СТС "маршрутниками" занималось КУП "Минсктранс", но в связи с тем, что это коммерческое, а не государственное предприятие, было решено создать ГУ "СТС", полностью подчиняющееся Мингорисполкому, который выступил в роли заказчика такого вида пассажирских перевозок, как перевозки пассажиров по экспрессным маршрутам (в народе маршрутное такси). Основные функции ГУ "СТС" как оператора перевозок пассажиров автомобильным транспортом в регулярном сообщении:
- регулирование и контроль за деятельностью перевозчиков на маршрутах посредством заключенных с ними договоров;
- разработка и совершенствование маршрутной сети пассажирского транспорта;
- учреждение, отмена и перенос остановочных пунктов;
- организация контроля за выполнением расписания, графиков движения, регулирование интервалов движения по маршрутам и внесение соответствующих изменений в расписания их следования;
- разработка предложений и реализация мер по повышению качества обслуживания пассажиров;
- рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, касающихся оказания транспортных услуг пассажирам, и многое другое.

- Значит, если я купил (или взял в аренду) автомобиль, получил лицензию и лицензионную карточку, оплатил участие в конкурсе, но не выиграл получение разрешения на маршрут, то мне придется ОЖИДАТЬ следующего конкурса - НЕ РАБОТАЯ, НО ИСПРАВНО ПЛАТЯ НАЛОГИ? И сколько же это ожидание может продолжаться - месяц, два, полгода?
- Ничего страшного. Такое томление вам на сегодняшний день не грозит, ибо у нас сейчас предложение вакантных мест превосходит спрос, то есть мест достаточно для всех. Проблема может возникнуть лишь в... неудовлетворенном желании того или иного перевозчика стать именно на тот или иной, для него особый маршрут.

- Не является ли это причиной, по которой рынок услуг маршрутных такси стал резко сокращаться после создания СТС?
- Ничего подобного. С приходом СТС количество перевозчиков особо не изменилось - была лишь упорядочена выдача разрешений и заключение договоров. Более того, можно отметить, что с момента создания СТС количество перевозчиков растет и увеличение (хоть и не значительное) числа новых маршрутов происходит.
- Почему же тогда закрываются маршруты?
- Только если перевозчик не справляется с его обеспечением либо сам отказывается обслуживать данный маршрут по причине его низкой рентабельности. Кроме того, повлиять на закрытие маршрута могут изменения дорожных условий, как то: открытие новой станции метро, реконструкция дороги... Опять же в силу известного указа президента некоторые перевозчики не изъявили желания поменять свой статус и, следовательно, не смогут продолжать свою деятельность в том же объеме, как и ранее.
- И поэтому вы будете расторгать с ними договоры?
- Поймите, СТС не является работодателем для перевозчика. Мы - операторы, то есть мы регулируем и контролируем в рамках своей компетенции деятельность перевозчиков по осуществлению перевозок пассажиров по маршрутам. Между нами договорные отношения о ВЗАИМНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, невыполнение которых влечет штрафные санкции как с одной, так и с другой стороны. Да, с нашей стороны больше требований и условий, потому что нам государство поручило осуществлять организацию этих перевозок, на нас лежит основная ответственность за качество и развитие данного вида деятельности.
- И где можно узнать график подконтрольных вам маршрутов и интервал движения экспрессных микроавтобусов?
- Работа по изготовлению и размещению табличек с информацией о расписании движения и интервале в настоящий момент находится в стадии окончательной доработки, и вскоре необходимое оповещение для пассажиров появится не только в местах конечного прибытия или отправления, но и на промежуточных остановочных пунктах.
- Может ли среди перевозчиков в городе Минске оказаться нелегал?
- Теоретически да. Но даже если бы он появился, то время на его вычисление самими перевозчикам на маршруте составило бы... не более ДВУХ минут! А далее идет сообщение нам и в транспортную инспекцию, так как нелегал "отбирает" часть доходов у законного перевозчика. А кроме того, по условиям договора в случае появления нелегала на месте перевозчика, имеющего разрешение, к перевозчику могут быть применены штрафные санкции вплоть до изъятия соответствующего разрешения.
- Тогда с какой целью были введены желтые номера на маршрутки, с которыми хозяин микроавтобуса теперь не может никуда, кроме маршрута, поехать даже после окончания рабочего дня? Можете объяснить, чем вызвана эта сомнительная необходимость в установке желтых номеров?
- Нет, не могу. Это инициатива ГАИ и Минтранса.
- Могут ли перевозчики индивидуально или коллективно обращаться к вам в случае возникновения вопросов и проблем?
- Естественно. Не реже двух раз в год, а также по мере необходимости мы проводим с ними общие собрания. Решаем накопившиеся вопросы. Слушаем взаимоотчеты. Неразрешимых в рамках нашей компетенции проблем еще не было. Все решается.

О том, как осуществляется контроль за деятельностью перевозчика, корреспондент "АБw" узнал у начальника отдела контроля городских перевозок и изучения пассажиропотока Вячеслава БОРУШКО:
- У каждого перевозчика имеется паспорт маршрута, разработанный в государственном учреждении "Столичный транспорт и связь" и утвержденный Мингорисполкомом. Основу его составляют схема маршрута и расписание движения. Наша задача - следить за строгим выполнением обязательств, отраженных в договоре. Если поступают жалобы на работу на каком-либо маршруте (будь то интервал движения или иные вопросы) - мы тут же выезжаем на место и принимаем соответствующие меры. Кроме того, мы осуществляем совместное проведение рейдовых проверок с Мингорисполкомом, ГАИ, транспортной и налоговой инспекциями, Центром гигиены и эпидемиологии Минска и филиалом "Агентство КУП "Минсктранс". Если у пассажира возникают какие-то спорные вопросы, он может обратиться непосредственно к перевозчику (наименование и телефон перевозчика можно прочесть в салоне автобуса) с жалобой на водителя (фамилия и фотография которого также обязательно должны находиться на видном месте в салоне) или же позвонить нам. После того как перевозчик разобрался с возникшим конфликтом, он представляет нам письменное подтверждение принятых мер.
- До сих пор отмечается, что водители маршруток не всегда выдают чек за оплаченный проезд. На форуме нашей газеты совсем недавно даже прошла бурная дискуссия на эту тему. Для вас это тоже проблема?
- Пока да, но и она постепенно решается. Теперь в каждом автобусе мы обязали вывесить напоминание о том, что за безбилетный проезд - штраф 0,2 базовой величины, то есть пассажир теперь рискует вдвойне: во-первых - остаться без страховки в случае причинения вреда при ДТП, во-вторых - в случае ревизионной проверки никакие ссылки пассажира на водителя уже не помогут.
- А что делать, если в случае возникновения конфликта виновная сторона отрицает указанный факт? У вас также действует принцип "покупатель (в данном случае транспортных услуг) всегда прав"?
- В таких случаях я всегда и водителям, и пассажирам настоятельно рекомендую незамедлительно запастись свидетелями, как это всегда стараются сделать участники ДТП.
- Что "грозит" злостному нарушителю, на которого часто поступают жалобы, и есть ли вообще среди ваших перевозчиков такие?
- К сожалению, есть. Первый раз нарушитель получает предписание на устранение нарушения, затем он несет ответственность согласно договору. Если это не помогает - мы направляем соответствующую информацию в Мингорисполком для принятия решения о дальнейшей деятельности перевозчика на маршруте.
- Существует ли некое жесткое требование к водителям касательно соблюдения графика движения?
- Да, за невыполнение условий, оговоренных в паспорте маршрута, перевозчик несет ответственность, в том числе и за несоблюдение интервала движения.
- Поэтому-то они и вынуждены лихачить?
- Вовсе нет. Их время рассчитывается, при этом учитывается все: скорость, остановки, другие условия. Разумеется, невозможно рассчитать попадание в пробки или поломки на трассе. Хотя что касается поломок, то в договоре с перевозчиком оговаривается, что в случае технической неисправности транспортного средства он обязан в кратчайший срок предоставить резервный автомобиль на период устранения возникшей проблемы. Иное дело, если несоблюдение графика движения - следствие того, что перевозчик не выставил по каким-либо причинам заявленное количество машин на маршрут и скрыл это от нас, своевременно не предупредив. За это он несет ответственность согласно условиям договора.
- Значит, если у перевозчика нет резервного автомобиля, он сильно рискует, участвуя в маршрутных перевозках?
- Именно так. Или же он как минимум должен иметь свою ремонтную базу, где в кратчайшие сроки смогут устранить возникшую неполадку.
- Но ведь держать резервный автомобиль (иной раз взятый в лизинг или в кредит) с лицензией на него и страховкой, но при этом ПРОСТАИВАЮЩИЙ - не слишком ли это большая роскошь для индивидуального предпринимателя? И что, даже ИП Иванов не может выручить ИП Петрова в случае временной поломки своим резервным, зарегистрированным автомобилем?
- Совершенно верно. Перевозчик имеет право использовать на маршруте только те транспортные средства, которые внесены в разрешение.
- Выходит, и здесь действует закон капитализма: фирмы вытесняют частников, корпорации - фирмы и... выживает сильнейший?
- Не совсем так. Все происходит в рамках действующего законодательства. Просто при наличии здоровой конкуренции достигают больших успехов наиболее трудолюбивые и способные перевозчики, старающиеся поднять свой бизнес на более высокий качественный уровень. Кроме того, учитывая безопасность перевозок и их качество, необходимо наличие дополнительного персонала, что не под силу индивидуальным предпринимателям в нынешних условиях их деятельности.
ИП неоднократно предлагалось объединяться (создавать простые товарищества) для концентрации усилий по обеспечению безопасности и качества перевозок, однако их это не заинтересовало, прежде всего, с финансовой точки зрения. А ведь при этом они вполне были бы способны конкурировать с фирмами.

О том, кто и как решает вопросы организации пригородных маршрутов на экспрессных микроавтобусах, мы узнали у заместителя генерального директора КУП "Минсктранс" Владимира ВАЙЗНЕРА, непосредственно курирующего вопросы пассажирских перевозок, одного из разработчиков договора между КУП "Минсктранс" и перевозчиками.
- Приходилось слышать мнение перевозчиков о том, что у вас существует свой автобусный парк, своя устоявшаяся база перевозчиков и что новичку попасть под вашу крышу просто нереально. Правда ли то, что вы лоббируете свои интересы перед ГУ "СТС"?
- Наши интересы могут быть услышаны и приняты, лишь когда мы предоставляем сведения о недобросовестных перевозчиках, уже работающих на маршрутах, или о местах, где необходимо, по нашим сведениям, добавить количество перевозчиков. Но что касается лоббирования неких своих интересов, то, во-первых, мы заинтересованы в расширении официальных контактов с перевозчиками, так как у нас пока еще есть проблема нелегального извоза, во-вторых, диктовать условия или навязывать свое мнение Шкуратову (директору ГУ "СТС". - Авт.) - это просто смешно, нонсенс. Ибо мы для них - "хоть и большие, но не единственные". Не скрою, что где-то мы и хотели бы ограничить конкуренцию, но наши желания для СТС ничего не значат. Когда мы поначалу пытались "хулиганить" или "партизанить" - они нас быстро поставили на место. Так что все решает СТС и проводимый им конкурс маршрутов. И если вы наведете справки, то обнаружите, что частных перевозчиков у нас больше и что некоторые маршруты вообще давно уже обслуживаются только частниками.
- В чем тогда заключается ваша заинтересованность в таких коллегах по перевозкам, если она, конечно, имеется?
- К нам перевозчики приходят как к владельцам, держателям станционного сооружения. Мы с ними также заключаем договор на оказание ряда услуг: предоставление заезда, информация для пассажиров, продажа билетов и т.д.
- Значит, когда приходится слышать жалобы перевозчиков, то на самом деле эти проблемы у них с СТС, а не с вами?
- Совершенно верно. Точно так же, как и перевозчики на городских экспрессных микроавтобусах получают разрешение на маршрут в результате конкурса в СТС, те перевозчики, которые хотят работать на пригородных маршрутах, должны получить в СТС такое же разрешение. После этого нас просто СТАВЯТ ПЕРЕД ФАКТОМ, что пришел новый перевозчик и теперь будет работать на таком-то маршруте. Разговоры о неких "рогатках" с нашей стороны - или от невежества, или от лукавства.

Справка
Маршрутные такси в г. Минске работают на 98 направлениях. Около двух десятков маршрутов обслуживают пригород. Всего на маршрутах занято 270 перевозчиков. Большинство из них - индивидуальные предприниматели (220), остальные - юридические лица. Ежедневно в городе и пригороде может выходить на маршруты немногим более одной тысячи микроавтобусов. Из этого числа около 130 машин эксплуатирует столичное предприятие "Минсктранс".

Игорь МОСКАЛЕНКО (правовой отдел "АБw": 705-25-67).

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!