Напомним, что критерии, по которым транспортные средства могут быть признаны неэксплуатируемыми, определены указом №348 . Это могут быть кузовные повреждения, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении, отсутствие зеркал, стекол, колес, элементов кузова. Кроме того, признаком "брошенности" может являться просроченный на полгода техосмотр. Для вынесения "диагноза" достаточно будет наличия одного из вышеперечисленных признаков. А это значит, что под категорию неэксплуатируемых могут попасть не только полуразложившиеся "корчи", но и автомобили, побывавшие в ДТП, если у их хозяев нет денег на быстрый ремонт, а также автомобили, чьи хозяева уехали работать за границу или по каким-то другим причинам ими не пользуются. Некоторые автолюбители ездят без техосмотра - их машины тоже утилизировать?

В 2014 году в Минске эвакуировано более 1,4 тыс. неэксплуатируемых автомобилей, выявлено около 1,5 тыс. бесхозных машин. По законодательству все владельцы брошенных автомобилей получают извещение о необходимости в течение 30 дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести в надлежащее состояние либо утилизировать. На штрафстоянке брошенное авто может находиться до трех месяцев, а затем может быть признано бесхозяйным и утилизировано. Оплатить расходы по его эвакуации и хранению придется владельцу. Такой порядок предусмотрен указом №348.

Начинаем с ул. Петра Глебки в Масюковщине. С парковками здесь беда: мест решительно не хватает, дома старые, район не самый престижный. 

В первом же дворе обнаруживается запыленный Opel Kadett со спущенным колесом.

Рядом такой же Ford Fiesta. Машина явно стоит здесь не первый день. 

Прошли в следующий двор - находим "жигуленок" со спущенными колесами.

Еще один "жигуль" - поблизости. В общем, невезучее какое-то место на неэксплуатируемые машины. Но назвать их автохламом сложно. Может, на зиму машину оставили? Все кузовные элементы на месте, машины не так уж и сильно запылены. В общем, за ситуацией должны наблюдать сотрудники местного ЖЭСа и определять, что автохлам, а что нет.

Исследовал еще три двора этого района - никаких проблем, автохлама нет. А вот машины, запаркованные на зеленой зоне, имеются. 

Переместимся немного восточнее, ближе к пр-ту Пушкина, на ул. Чигладзе. Тоже далеко не самое престижное место Минска. И сразу встречаем сильно запыленную "Волгу" без колеса, чуть ли не мхом покрылся кузов. Явно автохлам - можно прямо завтра убирать. 

Возле нового дома №10 никаких проблем не обнаружено, неэксплуатируемых машин нет. 

В соседнем дворе - сразу два автомобиля, которые по всем признакам давно не эксплуатируются. А еще и прицеп валяется на зеленой зоне. Непорядок.

Напротив старого двухэтажного многоквартирного дома прямо по центру разместился Hyundai Sonata. Стоит автомобиль, судя по внешним признакам, давно. Буквально врос в землю. 

Еще две давно не эксплуатируемые машины - в одном из дворов поблизости. 

В общем, любопытное наблюдение: в восточной части Масюковщины автохлама заметно больше, чем в западной. 

А теперь отправляемся в центр, во дворы недалеко от Октябрьской площади. Сразу находим Passat со спущенным колесом. Наклеек о техосмотре нет. 

Fiat Coupe - спущены колеса, весь в пыли.

И все! Никаких проблем в центре.

Искал долго, тщательно. Обошел десяток дворов, но автохлама в центре не нашел. 

Нашел микроавтобус Nysa раритетный, но владелец, судя по виду, за ним следит. 

Есть подозрительные экземпляры, хотя, судя по чистому лобовому стеклу, эксплуатируемые. 

Есть битая машина: капают технические жидкости, бита машина была сегодня. Сочувствуем владельцу. 

А что думают автолюбители по поводу проблемы наличия автохлама во дворах?

Елена, автолюбитель: "Понятное дело, что бардак в любом виде не вызывает положительных эмоций. Когда ты вечером не можешь припарковать свою машину, а стоит "корч", конечно, это раздражает. Но больше раздражает другое, а именно то, что всем наплевать, особенно коммунальным службам. Лично ходила, жаловалась - и слышала отговорки: это не наш участок, это ЖЭС, это ЖРЭО, это ваше товарищество. В итоге выясняется, что нет денег/техники/не могут установить владельца и так далее. Но стоит приехать эвакуатору и начать уволакивать машину, как владелец сразу объявляется. Посему считаю, что не нужно что-то выдумывать - достаточно просто нормально реагировать на обращения граждан. И не надо ходить выискивать этот автохлам - люди сами скажут, где он, и если будут видеть, что он убирается, помогут очень быстро решить проблему очистки города от недвижимых "корчей". А была бы какая карательная служба, владельцы этих машин сами шевелились бы. А то развели гуманизм".

Иван, автолюбитель: "Я с досадой смотрю на сложившуюся ситуацию и не одобряю действия водителей. Хотелось бы, чтобы наше правительство активнее решало проблемы автохлама во дворах. Согласитесь, сомнительное удовольствие - видеть "это" из своего окна, каждый день проходить мимо или же элементарно не иметь из-за этой "недвижимости" места для парковки своего автомобиля, на котором ездишь каждый день".

Юрий, владелец автохлама: "Отправился я этой зимой на военные сборы на полтора месяца. Машину соответственно оставил во дворе. Зарплата солдата - меньше 100 тысяч рублей. Не хочу я ставить машину за 250 тысяч на платную парковку, пусть лучше стоит во дворе, мало солдату платят. Мой двор, я в доме напротив прописан, имею право парковать свою машину, так? Приезжаю - старенький Ford мой в пыли, колесо спущено. Накачиваю колеса, подходит мужик, претензии мне предъявляет: мол, чего так долго машина тут стоит? Дружище, я на эту парковку имею точно такие же права, как и ты! Я обороноспособность страны поддерживал, и что, моя машина не может постоять в это время в моем же дворе? А вот если "раритет" совсем разукомплектован, то да, надо такие экземпляры вывозить из дворов. Вообще, не такая уже это и проблема, не так часто мне на глаза подобные машины попадаются. "Подснежники" есть, но не вижу в них ничего плохого. Владелец имеет право ставить машину на свою парковку".

Мы прошли множество дворов, но машины, которые можно однозначно определить как автохлам, нашлись только в трех-четырех случаях. Проблема, безусловно, с ними есть, надо машины эти убирать. Тем не менее было обнаружено приличное количество автомобилей со спущенными колесами, которые однозначно назвать автохламом, подлежащим эвакуации, сложно. Возможно, владелец не использовал эту машину зимой.

А еще нам показалось, что не автохлам - главный бич столичных дворов. Потому что "развалюхи" хоть и встречаются под окнами наших домов, массового характера эта проблема не имеет. Куда важнее то, что парковочных мест во дворах, которые проектируются и строятся в ХХI веке, не хватает в принципе даже из расчета 1 место на 2-3 квартиры. 

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY