Все это офицер собирал долгие годы и на достигнутом останавливаться не собирается, сообщает УВД Витебской области.

- Такое увлечение у меня с детства, - рассказывает Борис Геворков. - Как у каждого мальчишки, среди других игрушек у меня было несколько металлических машинок с открывающимися дверцами, которые отец привозил из командировок по стране. И вот как-то папин товарищ, увидев у меня десяток таких моделей, сказал, что их коллекционирование может стать весьма занимательным увлечением на всю жизнь, во всем мире это весьма распространенное хобби, в том числе среди взрослых солидных людей.

Тот разговор запал мне в душу, я решил попробовать. Очертил круг интересов - продукция отечественного автопрома. В это понятие входит всё, что производится на территории бывшего СССР. Начав заниматься этим, глубоко погрузился в автомобильную тематику, отмечал, как менялся и продолжает меняться парк автомобилей на наших улицах. Прочитал огромное количество литературы и сейчас с увлечением продолжаю "проглатывать" книжные новинки.

Борис подчеркивает, что в 1980-х, когда начал заниматься новым делом, ассортимент модельных авто в наших магазинах был весьма ограниченным. Приходилось выходить из положения, пополняя коллекцию идентичными экземплярами разных цветов.

- Нельзя не признать, что у моделей, сделанных в СССР, имелось неоспоримое преимущество перед современными, - они были намного более "душевными", с подвижными деталями, - продолжает коллекционер. - Чаще всего они выпускались на оборонных предприятиях, где технологический потенциал был традиционно высоким. 

С восхищением окидываем взглядом огромный стеллаж. Тут и модель первого российского автомобиля из гаража Николая II, и лимузины, обслуживавшие верхушку советской номенклатуры, и знаменитый "Фердинанд" из сериала "Место встречи изменить нельзя". О каждой из почти 900 машин, составляющих коллекцию, Борис Геворков готов рассказывать и рассказывать. Видно, что ему это интересно. 

- Нравится общаться с единомышленниками, - говорит Борис Геворков. - Обмениваемся информацией, сообщаем друг другу о новинках. Некоторые выставляют свои коллекции. Мне тоже поступали подобные предложения, но я отказывался: для этого нужно время, да и хобби мое, как говорится, для себя, я никогда не стремился никого поразить.

Любимая модель? Не могу выделить конкретную. Они все мне дороги, тем более что многие связаны для меня с родными и друзьями, которые, зная о моем хобби, привозили и привозят из поездок редкие экземпляры. Помню, как-то университетский товарищ отправился к девушке в Ульяновск. А накануне я вычитал в журнале "За рулем", что на тамошнем автозаводе начали выпуск коллекционной модели, которой у меня еще не было. В итоге получилось, что друг два дня из трех, что находился в городе, искал нужный экземпляр по всем магазинам. Нашел, привез мне вместе с еще одной новинкой, о которой я еще даже не знал.

Когда учился в школе и на первых курсах университета, чтобы заполучить очередную модель, а продавали их в сувенирных отделах универмагов, приходилось попотеть. Тогда не было не только интернета, но и как такового клуба по интересам, каждый коллекционер, чтобы стать обладателем заветного экземпляра, прибегал к разным ухищрениям. Я наизусть помнил график завоза в каждом магазине и в такие дни посещал торговую точку в обязательном порядке. Как-то случайно из-за зеркальной витрины удалось увидеть, что в то время как одна машина выставлена на витрине, другая, куда более редкая, спрятана в укромном уголке. После нескольких минут препирательств с продавцом мне удалось убедить ее показать мне именно этот экземпляр, который я сразу и приобрел.

Борис достает из-за стекла уменьшенную копию раллийного грузовика КамАЗ и поясняет, что в 1992-м потратил на нее две трети своей первой инженерной зарплаты.

- Времена менялись, места покупок новинок тоже, - продолжает он. - Появились так называемые вернисажи - места сбора коллекционеров, где помимо общения можно было продать, приобрести или обменять ту или иную модель. Регулярно заглядывал в этот своеобразный клуб по интересам под открытым небом, который распахивал свои двери каждую субботу, и порой находил для себя что-то новенькое. Сейчас уже удивить чем-то меня сложно. Равно как и непросто находить экземпляры, которые могут заинтересовать. Очень помогают друзья и коллеги: многие, увидев что-то интересное на том же блошином рынке, сразу звонят мне.

Есть в коллекции подполковника милиции и по-настоящему эксклюзивные экземпляры.

- Например, вот эта "Волга", - продолжает он. - Приобретая ее лет 10 назад за 30 долларов, не предполагал, что она спустя некоторое время станет раритетом. После выпуска весьма небольшого количества первой партии (500 штук) выяснилось, что на заводе в Китае напутали с формой заднего номерного знака: она должна была быть квадратной, а сделали ее продолговатой, на современный манер. Начиная со следующей партии в модель внесли изменения, стоимость каждой из 500 "неправильных" машин подскочила до 500 долларов.

Еще одна редкая модель - "жигули" 2005 года. Ее выпуск был приурочен к 35-летию с начала производства ВАЗ-2101. Когда приобретал ее, она не произвела на меня особого впечатления, а спустя несколько лет наткнулся на заметку о ней в интернете, заинтересовался темой и выяснил, что таких машин было выпущено всего 300, хотя планировалось 1000 штук, причем каждая сотня - своего цвета. Что-то пошло не так, и после 300 все закончилось. Так что они теперь раритет.

По понятным причинам особое отношение у меня также к моделям транспорта с милицейской символикой. Постарался, чтобы их подборка была максимально полной, от первых легковушек с характерной раскраской до самой современной техники. 

- Мне есть к чему стремиться, - констатирует Борис. - Лично знаком с человеком, собравшим порядка двух с половиной тысяч моделей автомобилей, выпущенных в странах СНГ. И если лет 10 назад я чувствовал, что мое направление в коллекционировании переживает упадок, то нынче наступил очередной подъем во многом благодаря тому, что увлечение подхватили многие известные и отнюдь не бедные люди - бизнесмены, киноактеры, спортсмены. Некоторые из них вкладывают средства в новые проекты: появляются интересные разработки на основе совершенно уникальных технологий. Да, часть из них изначально рассчитана на очень богатых ценителей, но и в целом рынок такой продукции расширяется, каждый получает всё больше возможностей выбрать то, что желает.

Что посоветую человеку, который хотел бы заняться коллекционированием, но не знает, как к этому подступиться? В первую очередь - определиться, что он хотел бы собирать, выбрав то, что ему действительно интересно. А потом не просто ставить очередной экземпляр на полку или вкладывать в альбом, но и изучать выбранную тематику, вникая во все нюансы. Тогда и весь процесс станет более привлекательным, и хобби останется на всю жизнь.  

Автобизнес

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!