В соответствии с постановлением с 7 июня по 30 сентября 2020 г. транзитные автомобильные перевозки грузов через территорию Беларуси, выполняемые перевозчиками, водители которых нарушили требования известного постановления №171, будут осуществляться при условии наложения на грузовые отсеки автомобильных транспортных средств навигационных устройств.

Навигационные устройства будут использоваться в качестве альтернативы таможенному сопровождению, которое таможенные органы вправе применять при выявлении признаков несоблюдения перевозчиками законодательства государств - участников ЕАЭС.

Как отмечали в ГТК, установленная на законодательном уровне альтернатива позволит сократить время нахождения транспортных средств в зоне таможенного контроля, совершения таможенных операций в части документооборота и передачи товаров для таможенного сопровождения, а также значительно сократит финансовые расходы субъектов хозяйствования.

Что собой представляет система, сообщал портал infotrans.by. Навигационные пломбы работают по принципу маяка, демонстрируя контролеру местоположение груза посредством использования информационных технологий. Разработанное национальным оператором (ОДО "Белнефтегаз") ПО позволяет адаптироваться к любым видам электронных пломб, которые ориентируются как по системе GPS, так и по ГЛОНАСС. Таким образом, в режиме реального времени можно наблюдать за передвижением транспортного средства.

Как отмечает infotrans.by, ГТК ранее уже провел эксперимент по использованию пломбировочного устройства в качестве альтернативы таможенному и обязательному сопровождению товаров. С начала тестирования системы успешно осуществлено более 300 перевозок товаров с применением навигационных пломб. Во время работы моделировались и отрабатывались такие нештатные ситуации, как обрезание троса, отклонение от маршрута и затруднение передачи сигнала пломбой, при которых незамедлительно поступают предупреждающие сигналы от системы отслеживания. В ГТК положительно оценили ход эксперимента. Впоследствии внедрение единой системы отслеживания грузов в ЕАЭС позволит улучшить условия работы перевозчиков на всей территории ЕАЭС.

Пломбу будут ставить таможенные органы или национальный оператор (ОДО "Белнефтегаз") в пунктах пропуска на въезде в страну и снимать на выезде. Отслеживание одной запломбированной машины будет стоить для перевозчика 3 базовые величины (33$). При этом стоимость может измениться с 15 июня, если национальный оператор (ОДО "Белнефтегаз") посчитает, что стоимость услуги не покрывает затраты. Время наложения навигационных устройств (пломб) составляет порядка 5-15 минут. Данный процесс оптимизирован и полностью отработан в ходе пилотных проектов, проводимых таможенными органами в течение года, отмечает ГТК.

При этом таможенники смогут временно убирать навигационные пломбы, а потом снова устанавливать их в случае, если нужно провести осмотр фуры. Сведения об этом будут вноситься в базу данных. Вся информация о передвижениях грузоперевозчика будет храниться на протяжении двух месяцев.

Напомним, что в соответствии с распоряжением Президента Беларуси от 01.11.2018 №220рп "О международных транзитных перевозках товаров" национальным оператором системы мониторинга транзитных перевозок является ОДО "Белнефтегаз", которым разработано ПО, а также собственное электронное пломбировочное устройство (электронный блок многоразового применения и многоразовый элемент пломбирования).

Система отслеживания транзитных перевозок товаров с использованием навигационных пломб может интегрироваться с аналогичными системами государств - членов ЕАЭС.