Тарифное разнообразие

Белорусский каршеринг стартовал с минутным и суточным тарифами, но сейчас разнообразия гораздо больше. Во-первых, все операторы имеют часовые пакеты. Во-вторых, появились предложения для более долговременного (более суток) использования автомобилей как с включенным в стоимость пробегом, так и без него.

Суточные тарифы

Оператор Anytime Hello "Везуха" WestGroup
Условия базового тарифа 61 руб./сутки 57 руб./25 ч 66 руб./сутки 39 руб./сутки
Включенный пробег 120 км 110 км 130 км -
Доплата за перепробег 0,25 руб./км 0,27 руб./км 0,27 руб./км 0,25 руб./км

Часовые тарифы

Оператор Anytime Hello "Везуха" WestGroup
Условия тарифа

 

17 руб./1 ч (55 км) - 12,9 руб./70 мин (20 км) -
24 руб./3 ч (55 км) 22 руб./3 ч (35 км) 23,9 руб./3 ч (40 км) 22 руб./3 ч (35 км)
  29 руб./4 ч (70 км) - 26 руб./4 ч (40 км)
34 руб./6 ч (55 км) 32 руб./6 ч (55 км) 35,9 руб./6 ч (65 км) 32 руб./6 ч (55 км)
42 руб./9 ч (70 км) 39 руб./9 ч (70 км) - 39 руб./9 ч (70 км)
49 руб./12 ч (80 км) 47 руб./12 ч (85 км) 49 руб./12 ч (90 км) 47 руб./12 ч (85 км)

Доплата за перепробег

0,29 руб./км 0,27 руб./км 0,27 руб./км 0,29 руб./км

Любопытно, что от классического минутного тарифа некоторые операторы вообще отказались, по крайней мере временно. Так, Anytime предлагает пакет на 10/25/40 минут с включенными 10/30/55 км, с доплатой за дополнительные минуты или километры. А "Везуха" экспериментирует с гибридной оплатой - за потраченные минуты и преодоленные километры.

Минутные тарифы

Оператор Anytime Hello "Везуха" WestGroup
Условия базового тарифа 2,99 руб./10 мин.
Доплата:
0,30 руб./мин 0,15 руб./мин. + 0,28 руб./км 0,31 руб./мин
Ожидание - 0,07 руб./мин - 0,07
Макс. пробег 10 км     70 км
Доплата за перепробег 0,29 руб./км     0,22 руб./км
Доплата за доп. минуты 0,35 руб./мин.      

И конечно же, скидки: более доступные утренние тарифы, бонусы за определенное количество/стоимость поездок, кешбэк… С одной стороны, клиент получает приятный бонус, с другой - привязывается к конкретному оператору.

В июне Anytime и WestGroup переходили на новые тарифы, а остальные операторы завлекали клиентов особыми условиями. Например, у Hello утренний минутный тариф в будние дни (с 6 до 11 часов) - 26 копеек в минуту против 30-ти. А еще компания практикует акции с кэшбеком на избранных машинах. Из последнего: за поездки от 25 рублей (не бонусами) кэшбек составит 10% бонусами на счёт в приложении.

А "Везуха" поощряет своих постоянных клиентов за счет снижения тарифов по мере накопления поездок. Так, если за неделю вы накатали на 15 рублей, то следующая неделя для "везунчика" идет по тарифу 13 копеек минута и 28 копеек километр (против 15 и 28 копеек соответственно). Были "везунчиком" две недели - становитесь "супервезунчиком" и берете машину за 11 копеек в минуту и 27 копеек за километр. Также иногда компания снижает стоимость минуты в определенные дни. Например, в июне стоимость минуты на Ravon R2 составляла всего 9 копеек (но не забываем про дополнительную плату за километры).

Все это, безусловно, обеспечивает широту выбора и гибкость цен, хотя следует признать: принципиально стоимость использования арендного автомобиля не снизилась, а реальные различия между тарифами операторов не столь существенны. В свое время, рассчитывая стоимость дальних поездок на каршеринге, мы брали разные тарифы от всех операторов - разница между конечной ценой не превышала 5%.

Говорить о том, что стоимость поездок у одного оператора однозначно ниже, у другого всегда выше, некорректно, поскольку выгодность того или иного тарифа зависит от сценария использования по затраченному времени и пробегу. Просто обратите внимание на то, сколько километров включено в часовые и суточные тарифы, сколько составляет переплата за километр, - у каждого оператора своя "арифметика", которая в одних случаях сыграет вам в плюс, в других - в минус. Здесь был бы идеален универсальный калькулятор, который рассчитывал бы стоимость поездки по все операторам и тарифам и показывал самые выгодные тарифы. Но такой программы мы пока не встречали.

Мечты о шаговой доступности

А вот общее приложение, показывающее все машины четырех операторов на виртуальной карте, уже есть - и это здорово облегчает задачу при поиске автомобиля в шаговой доступности. Общий вид внушает: арендных машин хватит всем!

Но стоит увеличить масштаб, как становится очевидно: в городе полно "белых" пятен, где пользователю до машины добираться вовсе не 5 минут. Причем эти зоны еще и зависят от времени: в будние дни в рабочие часы нет машин в "спальных" районах, по вечерам их мало в центральной части города.

Считается, что для пресловутой шаговой доступности в большинстве точек Минска должно быть порядка 2000-2500 автомобилей. В данный момент парки четырех операторов суммарно обеспечивают чуть менее тысячи единиц техники. В общем, еще есть куда расти - и сами операторы в этом заинтересованы в первую очередь. Тарифы тарифами, но если поблизости лишь машина конкурента, клиент возьмет ее.

Та же история и с зонами покрытия. Необходимость завершать аренду только в Минске, в пределах МКАД, для многих пользователей сразу ставила крест на сервисе. Поэтому очень быстро зоны стали расширять за счет "внешних" районов столицы (Шабаны, Уручье), а затем и Боровлян, Колодищ, Фаниполя. Наиболее "щедрым" в этом отношении оказался Anytime, который разрешает оставлять машины еще и в Соколе, "Великом камне", аэропорту и других точках далеко за пределами Минска.

Кроме того, именно этот оператор первым пошел в регионы: сначала сервис заработал в Гомеле, а затем в Бресте. Поддержат ли эту тенденцию другие компании, пока неясно. Но без них освоение областных центров будет долгим. Что же говорить о более мелких городах? Без них каршеринг остается транспортом для преимущественно городских поездок. Впрочем, он таким и задумывался.

Не только Polo

Долгое время основу парков Anytime и Hello составляли Vokswagen Polo, "Везуха" начинала с Nissan Almera и Ravon R2, затем переключилась на KIA Rio X-Line. У WestGroup парк хоть и скромный, зато самый разнообразный: Skoda Rapid, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, KIA Rio. Но все это - "унылые бюджетники". Судя по всему, в ближайшее время они продолжат составлять костяк общего "флота" столичного каршеринга, однако пользователям будут предложены и другие модели, в том числе из более дорогих сегментов.

Так, весной Anytime в тестовом режиме предлагал модели MINI, "пробовал" Skoda Karoq, Renault Kaptur и Arkana, а затем привез Hyundai Solaris из парка российского "Делимобиля". Hello также выставил на линию Skoda Karoq, а сейчас в парке есть несколько новых Rapid (заявлено о партии до 20 машин). По нашим данным, в белорусском каршеринге станет больше кроссоверов класса SUV-C и в целом планируется обновление парков за счет новых моделей, причем других марок, не только Volkswagen и KIA.

Разумеется, эти автомобили будут стоить дороже "бюджетников". Например, в Hello минута на Rapid обойдется в 33 копейки против 30 копеек на однокласснике Polo. Karoq же и вовсе оценивается в 49 копеек за минуту, при этом доступен клиентам в возрасте от 25 лет, с минимальным стажем вождения 2 года. Anytime предлагал Kaptur за 44 копейки в минуту, Arkana - за 45, а MINI и вовсе можно было арендовать по тарифу 62 копейки минута. И опять же эти автомобили были доступны клиентам не моложе 25 лет.

Что дальше?

Пандемия больно ударила по каршерингу в США, России и других странах. У нас обошлось без жестких запретов и постановки сервиса на паузу, но можно предположить, что планы по развитию бизнеса операторам пришлось в той или иной мере корректировать. Это может отразиться на темпах увеличения парка и расширении географии присутствия, что лишь обострит конкуренцию, так что есть шансы увидеть новые предложения по части тарифов и скидок. Что же, будем наблюдать!

Заплатил один раз и ездишь спокойно. Трехлетние машины в базе объявлений Автобизнеса