Машина-символ

Автозаки строятся на базе грузовиков МАЗ. Изготавливают спецверсии также в Беларуси. Правда, автозак - это название укороченное и народное. На самом деле эти грозные машины именуются как "автомобиль для перевозки отрядов спецназначения АЗ-5336 "Любава".

В описании на сайте белорусского производителя автомобилей-фургонов и специальной техники указано, что данный транспорт предназначен для оперативного выезда отряда МВД на место происшествия и проведения различных силовых мероприятий.

Также отмечено, что по желанию заказчика автомобиль может быть доукомплектован различными спецсредствами. В качестве дополнительных опций фургон можно оборудовать автономным отопителем и кондиционером.

По официальным данным, АЗ-5336 предназначен для перевозки 22 человек в фургоне, а также троих в кабине.

Впервые на широкой публике такой транспорт появился в ночь на 24 марта 2006 года во время разгона палаточного городка на Октябрьской площади, который был продолжением акций протеста после выборов 19 марта 2006 года.

Автозаки настолько плотно вошли в жизнь нашей страны, что в начале 2019 года белорусы создали петицию с просьбой установить в Минске памятник автозаку.

Также автозаки нашли отражение в сувенирной продукции. В 2019 году белорусский бренд одежды LSTR выпустил носки с автозаком.

Машины используют для перекрытия проезжей части - по крайней мере именно таким транспортом было ограничено движение в центре Минска на День Независимости в этом году.

А что кроме автозака?

Для задержания используют также микроавтобусы Ford и Volkswagen, чаще всего это автомобили синего цвета. С последним недавно случился курьез - во время задержания 14 июля в одном из микроавтобусов VW Transporter T5 отвалилась раздвижная дверь. Сотрудники в штатском были вынуждены положить ее в салон автомобиля и продолжить движение в таком виде.

Самих сотрудников ОМОНа, по всей видимости, возят в автобусах МАЗ и микроавтобусах ГАЗель. Например, именно в такой транспорт отправились силовики после задержания Сергея Тихановского 29 марта.

Своеобразный "парад" спецтехники белорусы увидели чуть более трех лет назад, в марте 2017 года. Тогда на улицах Минска можно было заметить не только привычные автозаки, но и более эксклюзивную технику, в том числе водометы и бронемашину "Лис".

Собранные на МЗКТ автомобили еще в июне 2014-го были показаны Александру Лукашенко на 140-м ремонтном заводе в Борисове, писал sb.by.

По техническим характеристикам полная масса броневика "Лис" составляет 8200 кг, максимальная скорость - 120 км/ч, расход топлива - 15 л при скорости 60 км/ч.

Тогда же, 15 марта 2017 года, была замечена колонна из трех пикапов Ford с необычными обвесами - эти машины используются для разгона демонстрантов.

Охладить или приподнять? Спецтехника в базе объявлений Автобизнеса