С момента запуска завода "БЕЛДЖИ" прошло три года. Многим сложно было включиться в непривычный для белоруса формат, ведь предприятие совместное, с китайским капиталом. Соответственно, здесь работают также и специалисты из Поднебесной. 

На "БЕЛДЖИ" 24-летний Олег Полонник попал еще до официального его открытия. Несмотря на то, что парень получил высшее инженерное образование в БНТУ, начинал обычным слесарем механосборочных работ.

"По-другому попасть на это предприятие не получилось, – вспоминает Олег. – А работать здесь очень хотелось – новое производство для страны, современные цеха, да и зарплата была одной из самых высоких в районе. Даже не представлял, как будет выглядеть мое рабочее место – такого производства у нас в Беларуси еще не было. Изучал с нуля оборудование и знакомился с новым автомобилем. Было жутко интересно!"

Спустя год молодого амбициозного парня заметил начальник отдела охраны труда, где как раз освободилось место. И среди нескольких кандидатов Олега взяли туда специалистом. "Ездил на обучение в Китай, – говорит парень. – Всего туда отправили 60 молодых работников. В том числе изучали организацию труда. Многое сначала удивляло. Видели? У нас в цехах есть "таблица следов". Утром все работники выстраиваются на так называемую перекличку. У каждого есть свое место – следы на полу. Проверяющий видит, кто на работе, а кто отсутствует. Ладно, у нас бригады маленькие, до 20 человек, а в Китае – 80. Каждый стал на свое место, никаких перекличек по списку не требуется".

Сегодня Олег Полонник курирует всех молодых специалистов, возит их на учебу в другие страны, контролирует сдачу экзаменов на присвоение разрядов. Он ведущий инженер по подготовке кадров. "У китайских специалистов, – говорит Олег, – больничный оплачивают лишь пять дней в году, дают 10 дней отпуска также за весь год. У нас целый пакет социальных гарантий. У них же все жестко. Чтобы отпроситься с работы, есть только одна причина – на похороны родителя, брата или сестры. Все! Остальное время ты должен быть на работе. Работают шесть дней в неделю по десять часов. И пенсии у них, к слову, на промышленных предприятиях нет. Обеспечивать стариков должны дети".

Пару недель назад Олег проводил собеседование с новым пополнением, на завод пришли более 100 молодых ребят. Среди них Иван Шибалко и Николай Мытник. Оба окончили Борисовский государственный колледж. К слову, во время учебы парни проходили практику на "БЕЛДЖИ" и хорошо зарекомендовали себя. Поэтому предприятие пригласило их к себе на работу. И вот уже несколько дней они привыкают к новой жизни.

Вместе с этими ребятами и в сопровождении мастера Ильи Журанкова журналисты отправляются на их первое рабочее место – в сборочный цех. Выглядит этот цех не так футуристично и эффектно, как сварочный.

"Сварочный цех самый автоматизированный на заводе. Там люди выполняют минимум функций, среди которых контроль качества и сварка деталей в тех местах, куда не может добраться робот, – комментирует Илья Журанков. Он шефствует над молодежью в сборочном цехе на участке шасси. – А в нашем цехе почти вся работа выполняется вручную. Автоматизирован лишь один процесс – нанесение клея на контур лобового стекла. Человек не смог бы выполнить эту  работу с максимальной точностью. Остальное делают руки работяг. Здесь задействованы более двухсот человек. Цех сборки включает в себя три линии: интерьера, шасси и финальную".

Иван и Николай работают на конвейере линии шасси. Здесь машина получает всю техническую начинку: подрамник с двигателем, мост, все патрубки, системы безопасности (ABS, ESP) и прочее. Фактически здесь будущий Geely получает "сердце". С этого участка модель поступает на финальную линию.

"Я – автослесарь механосборочных работ, – говорит Николай. – Выполняю не одну операцию. Например, сегодня прикручиваю защиту картера двигателя, завтра буду ставить передний бампер, а потом – радиаторы. Вообще, бытует мнение, что если ты поработал на "БЕЛДЖИ", тебя возьмут на любое производство".

Парни рассказали, что сейчас собирают новую молодежную модель кроссовера. "Может, когда-нибудь сможем купить себе такую машину, – говорит Николай. – На заводе для работников предусмотрены особые условия кредитования и скидок. Зарплату, к слову, обещали от 850 рублей. Общаюсь с бывшими одногруппниками, им такая не светит. А у нас есть возможность заработать и больше, все зависит от количества собранных машин. Думаю и о жилье. Руководство говорит, что в скором времени будет строиться кооперативный дом".

На вопрос, что было самым сложным в первые дни работы, парни в один голос ответили: "Привыкнуть к жесткой дисциплине!" "Ходить можно только по  выделенному зеленой линией, – уточняет Иван. – У каждой тележки с деталями свое место, все подписано. Везде порядок".

Мастер Илья на заводе с самого открытия: "Пришел сюда слесарем механосборочных работ в 2014 году. Тогда завод начинал работу на площадях "Автогидроусилителя" в Борисове. Уже потом построили этот завод.

Молодежь сюда стремится – работать здесь престижно. Ездил на обучение в Китай, был на разных заводах – по сравнению с нашим там армия. К примеру, если ты не выполнил план, допустим, сломалось оборудование, китайские рабочие будут на работе до тех пор, пока его не выполнят. Выполнил свою работу досрочно – идешь на помощь к соседу. А если ты просто сидишь, уволят сразу, без разговоров. У нас Трудовой кодекс, море прав у работника, социальных гарантий. Если ты некачественно выполняешь свои обязанности, тебя, прежде чем уволят, сто раз предупредят, будут проводить беседы. И то многие ноют, вечно чем-то недовольны. Там только оступился – остался без работы".

Директор СЗАО "БЕЛДЖИ" Геннадий Свидерский: "Если в 2018 году говорили о том, нужны ли эти машины, то уже в 2019-м  мы продали 20 тысяч Geely. Несмотря на карантин в связи с "ковидной" инфекцией, в первом полугодии произвели 9,6 тысячи машин. И, что важно, реализовали. Ни объемы производства, ни экспорт не уменьшили.

К слову, на экспорт поставлено продукции на 57 миллионов долларов. Ставим цель так же сработать и во втором полугодии. В прошлом году доля рынка составляла 11%, а за первое полугодие текущего –17,5%. Хотим выйти на 20%. Для этого нужно, чтобы работали банки, была налажена транспортная инфраструктура, поступали комплектующие".

Сейчас компания выпускает четыре различные модели и в ноябре хотят презентовать еще две новые (бюджетную и кроссовер премиум-класса). 

На предприятии работают в большинстве молодые люди, средний возраст – 31 год. Всего – 1.400 человек.