Автобизнес отправился на станцию диагностики, чтобы посмотреть, насколько увеличилось количество желающих получить допуск, и расспросить водителей о том, что они думают о заменившем пошлину налоге.

Как было до января 2021-го?

С введением пошлины число желающих пройти техосмотр ежегодно снижалось. Еще в 2019 году было выдано больше миллиона разрешений, а в 2020-м их количество уменьшилось до 726 тысяч. Чиновники признавали проблему и отмечали, что у каждого второго автомобиля в потоке нет техосмотра и что отвязывать госпошлину необходимо как минимум для безопасности дорожного движения.

Тем не менее даже те машины, что приезжали на проверку, не были полностью исправны. Исходя из данных, представленных УП "Белтехосмотр", почти треть автомобилей имела различные неисправности, большинство из которых прямо влияло на безопасность движения.

Например, почти у 11% автомобилей во время техосмотра были выявлены неисправности тормозной системы, у 6,5% – неисправности двигателя и элементов ходовой части, у 6,1% – неисправности внешних световых приборов. Из них более 3000 автомобилей с преимущественно неисправностями тормозной системы и внешних световых приборов так и не вернулись, чтобы завершить прохождение техосмотра.

"За выходной техосмотр прошли 54 машины"

Отправляемся на станцию №210 на улице Социалистической. На территории царит непривычное оживление – очередь из 10 легковых авто и 3 большегрузов растянулась в направлении заезда на станцию, в окошке регистрации транспорта и возле автомата оплаты стоят в ожидании по 5-7 человек. На парковке – еще несколько автомобилей. Водители что-то обсуждают между собой, один автовладелец пытается починить задний верхний стоп-сигнал – очевидно, в машине обнаружилась проблема, водитель пытается устранить ее самостоятельно, чтобы получить сертификат сегодня.

На станции нас встречает начальник управления организации техосмотра Михаил Ващило. Интересуемся, характерно ли такое количество автомобилей для начала января.

"Сегодня мы отмечаем очень высокую заинтересованность в прохождении техосмотра среди физических лиц, – рассказывает руководитель. – Было очень много звонков с вопросом "правда, что отвязали пошлину?". В воскресенье, 3 января, наша станция тоже работала, и за день 54 машины прошли техосмотр – это намного выше показателей выходного дня последних лет и близко к пределу пропускной способности станции.

В понедельник, 4 января, с 8.00 до 10.30 на станцию приехало 28 автомобилей. Очень интенсивно используется предварительная запись. Это очень хорошо и непривычно для нас после долгого затишья, когда на станцию за 12 рабочих часов в будний день приезжало в среднем 30 машин, а в неудачный выходной могло приехать всего 2.

По словам Михаила Евгеньевича, обычно в пределах Минска по понедельникам работает 7 станций, но сегодня в связи с возможным ажиотажем было решено открыть 22.

В это время к нам подходит Наталья, водитель Volkswagen Bora. Она интересуется, зачем мы фотографируем автомобили и где можно будет увидеть снимки. Объясняем и в свою очередь задаем вопрос: ежегодно ли она проходила техосмотр все эти годы и как относится к замене пошлины налогом?

"Я регулярно прохожу техосмотр, правда, обычно делаю это в ноябре или декабре. В ноябре прошла техосмотр на авто мужа, а на своем не успела из-за болезни, поэтому приехала сегодня. За Peugeot мужа я тогда заплатила 162 рубля пошлины за два года и 32 рубля за техосмотр. За свой Volkswagen сегодня отдала 27 рублей.

Что касается введенного налога на автомобиль, было бы лучше, чтобы все же ввели оплату по месяцам или как-то разделили налоги по категориям. Потому что если у человека есть дача и машина, то налоги на все это имущество придется платить одновременно с августа по ноябрь. Получается накладно".

Отношением к налогу мы интересуемся у Григория, который все еще занимается ремонтом световых приборов на своем Renault Scenic.

"Я каждый год исправно прохожу техосмотр, – отвечает мужчина. – Последний техосмотр у меня закончился в ноябре, в декабре я проходить не поехал, ждал, чтобы отвязали пошлину. К замене пошлины налогом отношусь двояко: с одной стороны, стоимость уменьшилась, но для меня было бы лучше, чтобы налог включили в стоимость топлива. Я езжу не так много, в год наезжаю не больше 5-10 тысяч километров".

"Мы работали в убыток"

Тем временем очередь на техосмотр не уменьшается – количество автомобилей в очереди держится в пределах 14-16. Сотрудники станции делятся друг с другом впечатлениями: "Столько работы последний раз было 6 лет назад, до того как госпошлину ввели".

Мы интересуемся у Михаила Ващило, тяжелее ли было работать во время действия пошлины, выражали ли водители связанный с ней негатив.

"Ситуации бывали разные. В прошлые годы водители высказывали свое недовольство госпошлиной, но часто негатив возникает тогда, когда в авто обнаруживается поломка, устранять которую слишком дорого".

Но не только водители были недовольны – сами сотрудники "Белтехосмотра" все годы действия пошлины были не в восторге из-за резкого снижения прибыли.

"Диагностическая станция должна оправдывать затраты на себя: это электричество, информационные ресурсы, оплата труда людей и многое другое. Поэтому, когда за день к нам приезжало 2-3 автомобиля, мы, получается, работали в убыток. В прошлом году предприятие выживало преимущественно за счет юридических лиц.

Приезжали и физлица, но это в основном добросовестные граждане, для которых техосмотр независимо от обстоятельств был обязательной процедурой. И таких становилось все меньше, а в 20-х числах декабря прошлого года многие уже звонили и интересовались, точно ли отвяжут пошлину от техосмотра, чтобы приехать в 2021 году. Для привлечения водителей с 1 декабря 2020 года мы даже ввели дисконтную программу, но это все, конечно, не оказало такого влияния, какое оказала отвязка госпошлины", – пояснил Михаил.

Что касается справедливости, то наш собеседник уверен, что вариант с налогом удачнее госпошлины.

"Мы взаимодействовали с органами, причастными к работе над проектом налога, нам на рассмотрение и согласование направляли проекты правовых актов, вариантов упразднения госпошлины и ее компенсации. Предлагалось пять или шесть вариантов, и самым приемлемым был признан этот.

Дело в том, что такая форма взимания дорожного сбора существует в ряде государств, в том числе в Европе. Почему некоторые европейцы предпочитают малолитражки? Потому что там сумма зависит от объема двигателя, плата соответственно меньше. Что касается введенного у нас налога, то ставки, на мой взгляд, демократичные, для некоторых автомобилистов в год выйдет в полтора раза дешевле в сравнении с госпошлиной.

Что касается автовладельцев, на которых оформлено несколько автомобилей, или тех, кто продал авто без переоформления, то тут можно привести аналогию с коллекционерами. Есть у человека, например, коллекция оружия – он платит за регистрацию, но на охоту с этим оружием не ходит. Получается, так будет и с автомобилями. Хочешь иметь авто выходного дня – плати. А что касается тех, на ком числятся "мертвые души", найдется решение, как их можно будет снять или переоформить, и это поможет привести в порядок базу данных ГАИ", – отметил Михаил Ващило.

"Государство все равно свое возьмет"

"На меня оформлено четыре автомобиля, один из них я продал без переоформления и понятия не имею, где он сейчас, – рассказывает Анатолий, владелец Renault Megane. – До сих пор техосмотр все машины проходили своевременно, пошлину я платил за каждый, но сейчас уже платить налог желания не имею: живу в области, выехать из дома до трассы для меня до сих пор большая проблема. За те деньги, которые мы с соседями заплатили, мы могли сами себе эту дорогу насыпать.

И вообще лучше было бы, чтобы информацию об автомобилях брали не из базы ГАИ, а у страховых компаний – там точно понятно, кто на чем ездит, какие машины используются, а какие – нет. Я думаю, эта база более близка к реальности, потому что ни один нормальный водитель не поедет на машине без страховки".

Дмитрий, владелец Skoda Fabia, к введению налога относится скорее положительно:

"Моя машина весит 1580 килограмм, и раньше, исходя из ее массы, мне приходилось платить за нее больше 160 рублей. Куда это годится – платить такую сумму за маленький автомобиль? Поэтому техосмотр я проходил, но не каждый год. С введением налога появилась категория от 1,5 до 1,75 тонны, платить за такие автомобили надо будет 81 рубль, что значительно выгоднее. Поэтому к нововведению отношусь скорее положительно – все равно государство свое возьмет, а такое разделение по массе хотя бы справедливо".

Владелец Chevrolet Volt до нынешнего года был редким гостем на станциях диагностики и в конце года ждал отвязки пошлины, чтобы пройти техосмотр. Получить сертификат с первого раза ему помешало повреждение шины с внутренней стороны, которое он быстро устранил и спустя несколько часов вернулся на станцию.

Хозяин Chevrolet Trax техосмотр проходил всегда вовремя, но, по его словам, многие знакомые автомобилисты этого не делали. Поэтому он относится к отвязке пошлины от техосмотра положительно, так как это в лучшую сторону скажется на безопасности движения. А у владельца Mercedes W212 в собственности кроме машины есть еще три мотоцикла, за которые он обязан будет заплатить пошлину, и факт оплаты налога сразу за четыре транспортных средства его не радует.

"Приходится стоят в очереди, а ведь время – деньги"

Время близится к 16.00, на линию заезжают Subaru Forester и Toyota Avensis. Для Subaru сегодня это вторая попытка получить сертификат – первый раз в авто была обнаружена проблема с тормозами, которую удалось оперативно устранить. А у Toyota не работал звуковой сигнал – водитель также попытается разобраться с проблемой на месте.

Тем временем число легковушек в очереди только растет, и люди, отвыкшие от длительного ожидания, начинают роптать.

"Я проходил техосмотр и оплачивал пошлину в любом случае, всегда приезжал на техосмотр в начале года, – говорит владелец Mercedes W202. – Сейчас скорее недоволен, потому что приходится стоять в очереди, а время, как говорится, деньги. К тому же с трудом оплатил процедуру: раньше здесь была касса, сейчас – инфокиоск, платить приходится самому через ЕРИП. Инструкция по оплате непонятная, к тому же, так как в кармане оказалась 50-рублевая купюра, пришлось часть денег положить на телефон, а я так не хотел".

Пока разговариваем с мужчиной, краем уха слышим, как три молодых человека пытаются разобраться в очереди. Некоторые водители пытались занять себе место, а потом идти оформлять документы, из-за чего возникла путаница, так как другие за это время их объехали и пропускать не намерены.

"Я тут уже полтора часа, тогда как раньше процедура занимала не больше получаса, – говорит хозяин Renault. – Много времени уходит на оплату через терминал – пока каждый разберется. Что касается отношения к налогу, оно скорее положительное, так как конечная сумма стала меньше. Я и до этого платил пошлину – машине только в этом году исполнилось 10 лет, техосмотр я проходил раз в 2 года. К слову, 90 процентов моих знакомых техосмотр последние годы не проходили".

Наш вердикт

Как видим, количество желающих пройти техосмотр после отвязки от него госпошлины за допуск к участию в дорожном движении значительно выросло. Хотя многие из опрошенных автомобилистов приехали на техосмотр планово, немало было и водителей, которые ждали января, чтобы поехать на станцию, а некоторые честно признались, что техосмотр во время действия госпошлины не проходили или делали это не ежегодно.

Что касается очередей, в целом ситуация на станциях управляемая. По словам сотрудников, они не ожидают резкого наплыва посетителей, а предполагают, что клиенты будут возвращаться постепенно в течение года, если, конечно, Госавтоинспекция не решит взять ситуацию с техосмотром на особый контроль.

Нужен ремонт? СТО в базе Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!