Как сообщила агентству BNS представитель Таможенного департамента Лина Лауринайтите-Григене, наиболее сложная ситуация остается на пограничном пункте "Мядининкай", где по данным на понедельник в очереди из Беларуси в Литву стояло более тысячи грузовиков, а около 390 грузовики ожидало въезда из Литвы в Беларусь.

"В настоящее время таможенники выполняют не только свои повседневные функции, но и должны обеспечивать контроль за выполнением санкций ЕС, поэтому понятно, что увеличилось количество досматриваемых грузов, процедуры досмотра стали более детальными. Со вступлением в силу каждого нового пакета санкций необходимо более тщательно оценивать загруженность транспорта, проходящего через границу Литвы", – сказала BNS Лауринайтите-Григене.

Плановый досмотр одного грузовика занимает в среднем около 20 минут. Но должностные лица могут использовать как мобильные, так и стационарные рентгеновские аппараты, проводить детальный физический осмотр груза, брать пробы груза и анализировать его в лаборатории с учетом оперативной информации и оценки возможных рисков при осмотре автомобилей. "Такие проверки занимают больше времени, но они неизбежны и необходимы. Таможня следит за тем, чтобы контрабанда и товары, подпадающие под санкции ЕС, не пересекали границу Литвы. Мы понимаем, что это может создать неудобства перевозчикам и путешественникам", – прокомментировала ситуацию Лауринайтите-Григене.

В пункте пропуска "Бенякони" с белорусской стороны въезда в Литву в понедельник в полдень ожидало 220 грузовиков, на пункте "Шальчининкай" с литовской стороны – 236, в пунктах "Котловка" и "Лаворишкес" – 160 и 350 соответственно, в КПП "Привалка" и "Райгардас" – 300 и 280 соответственно.

Представитель по связям с общественностью Службы охраны госграницы Литвы подтвердил, что с апреля с увеличением числа литовцев, выезжающих в Беларусь, образовались и очереди легковых автомобилей. Граждане Литвы часто едут в Беларусь, чтобы купить более дешевое топливо. На выезде с литовской стороны также приходится стоять в очередях, они формируются естественным образом. По очень грубой оценке поездка туда и обратно может занять около суток.

Однако поток белорусских граждан в Литву в мае и июне был почти в два раза больше, чем количество визитов литовцев в Беларусь, отмечают литовские пограничники. Поскольку Литва больше не выдает белорусам новые визы, могут приехать только те, кому они были выданы раньше. Зафиксировано 570 тыс. пересечений границы белорусами, почти 264 тысячи – литовцами. Так что белорусов едет в два раза больше.

Госпогранкомитет Беларуси: в выходные очереди на границе выросли

Между тем Госпогранкомитет Беларуси констатирует, что за выходные количество легкового транспорта на въезд в страны ЕС увеличилось на 14%, грузового – на 7%.

"Количество легкового транспорта, пропущенного сопредельными странами, составило 64% от нормы. Меньше всего машин оформили в польском погранпереходе "Тересполь" ("Брест") и литовском "Мядининкай" ("Каменный Лог") – всего 37%. Наиболее загруженным пунктом пропуска является польский "Бобровники" ("Берестовица").

Сопредельные контрольные службы осуществляли пропуск грузового транспорта с задержками на всех направлениях. Через польские и литовские пункты пропуска в страны Евросоюза въехало только 31 и 45% фур от нормы соответственно.

Латвийские контрольные службы оформили 68% большегрузов от установленных договорённостей. Больше всего транспорта фиксируется перед литовским погранпереходом "Мядининкай" ("Каменный Лог")", – сказано в сообщении Госпогранкомитета.