Поэтому есть опасение, что рост продаж новых автомобилей у официальных дилеров, который наблюдался в Беларуси до 2019 года включительно, трансформируется в постоянную отрицательную динамику. Если на внутреннем рынке не будет ни достаточного выбора автомобилей, ни приемлемых цен, белорусы, с высокой вероятностью, будут ездить за авто в Европу. Так ситуацию на автомобильном рынке Беларуси изданию "Белорусы и рынок" прокомментировал Сергей Михневич, генеральный директор компании "Активлизинг", который до прошлого года более десяти лет возглавлял Белорусскую автомобильную ассоциацию.

"Такое ощущение, что мы сейчас выходим на очередную спираль в истории, когда физлицам гораздо интереснее ввозить автомобили самостоятельно, чем покупать их у официальных дилеров. После того как государство осознает, что такой тренд чреват сокращением налоговых поступлений, наверное, оно вновь задумается над тем, чтобы стимулировать рост продаж через дилеров", – сказал Сергей Михневич.

Будут ли автодилеры ввозить авто европейской сборки

Будут ли к автодилерам поступать автомобили из европейских стран? "Ответ на этот вопрос зависит от того, как будут работать западные санкции в отношении России и Беларуси. Ведь некоторые зарубежные бренды ушли из России, но остались в нашей стране. С другой стороны, ведутся разговоры о каких-то новых санкциях. Поэтому здесь вопрос не столько в экономической плоскости, сколько в политической", – считает эксперт.

Что с ценами на новые авто

Каковы ожидания в динамике цен на рынке новых авто? Сергей Михневич отметил, что "около 85 процентов новых автомобилей наши автодилеры ввозили из России. Когда российские производители столкнулись с дефицитом комплектующих, они в феврале примерно на 20 процентов подняли цены, что отразилось и на белорусском рынке. Кроме того, росту цен способствует тот факт, что курс российского рубля укрепился к белорусскому приблизительно на 30 процентов. До тех пор пока ситуация с курсами не изменится, ожидать существенного снижения цен на многие автомобили вряд ли стоит".

Как меняются цены на рынке подержанных авто

"Мы регулярно и глубоко изучаем ситуацию на рынке автомобилей с пробегом. В прошлом году на фоне мирового дефицита комплектующих (чипов) цены на легковые автомобили, бывшие в использовании, выросли на 15-20 процентов. Поскольку платежеспособный спрос населения по сравнению с 2021 годом не вырос, многие продавцы автомобилей с пробегом в 2022 году не решаются вновь поднимать цены, несмотря на их рост на рынке новых автомобилей", – сказал Сергей Михневич.

Прогнозы

"Сейчас спрос на дорогие автомобили, будь то новые или с пробегом, весьма ограничен, так как количество людей с солидным доходом в Беларуси невелико. На внутреннем рынке будет наблюдаться спрос в основном на бюджетные авто, цена которых не превышает 15–18 тысяч долларов в эквиваленте, то есть люди будут ездить на том, что смогут себе позволить.

В то же время, вероятно, может развиваться и другой тренд. Как я сказал в самом начале, цены на автомобили в Европе ниже, чем в Беларуси. Если на внутреннем рынке не будет ни достаточного выбора автомобилей, ни приемлемых цен, белорусы, с высокой вероятностью, будут ездить за автомобилями в Европу", – отметил Сергей Михневич.