Была лишь одна проблема: где припарковаться. Ставить машину вдоль улицы Красноармейской под знаком «Остановка запрещена»? Многие так и делали, но это не наши методы. Мне, как и некоторым другим, удалось найти место в прилегающих дворах, да простят нас местные жители. А вот оставивших автомобили под знаком или на тротуаре мог ожидать неприятный сюрприз, поскольку, выезжая, мы встретили работающий эвакуатор. Нехватка парковочных мест не повод нарушать ПДД.

Да будет рейв!

Но к черту морали, мы не об этом. Сколько было автомобилей на выставке в прошлом году? 228? В этом году их еще больше! По словам Руслана, организатора выставки, они сбились со счета, но машин внутри заводского цеха более трех сотен!

Сам цех, кажется, идеальное место для проведения мероприятия такого формата. Когда я зашел в это помещение в начале недели, мозг невольно нарисовал образы, которые возникают при прочтении «Электрошока» Лорана Гарнье: середина 1980-х, заводские цеха Манчестера и безудержный рейв.

И вот они, выходные, и вот он, рейв! Небольшая очередь на входе, и ты переносишься в иной мир, молодеешь лет на 25-30. Потому что ретро, потому что классика и потому что винтаж – Vintage Day!

Многие экспонаты заставляют вспоминать фильмы, которые мы смотрели в детстве: советские, американские, французские. Глядя на ряд уже ставших классическими «американцев», вспоминаешь кадры с каким-нибудь Mercury Colony Park, выезжающим из гаража дома в субурбии. Ведь именно так голливудские режиссеры продавали миру американскую мечту.

А помните, на чем отправлялась в путешествие семья в начале фильма «Один дома»? Dodge RAM 350. Именно такую машину привезли на выставку известные нашим читателям братья Виталий и Олег Гапановичи.

– Он у нас стоял лет пять, и год назад мы начали его оживление. Чтобы это сделать, пришлось найти кардан, генератор, передние тормозные диски, перебрать суппорты. Машине повезло, ведь она стояла в огороде и врастала в землю. Заклинило подшипник, разорвало генератор – и ее поставили на прикол. Но так сложилась судьба, что мы нашли этот Van. На публике сегодня показываем его впервые, и уже подходило несколько человек, которые говорили: «О, это тот самый RAM Van. Мы в свое время тоже положили глаз на него». Кстати, эта модель – кинозвезда. Если помнишь, МакКалистеры на двух таких «Доджах» уезжали в аэропорт.

– Где вы искали детали на нее?

– Везде: и в Беларуси, и в России, и в Америке. Из Штатов пришла крестовина, в Литве мы купили решетку и кардан, в России приобрели тормозные диски и ремкомплект суппортов. Весь мир поучаствовал в том, чтобы эта машина в Беларуси выехала на праздник. Кстати, ЭБУ не запускал мотор – в силу возраста вышли из строя конденсаторы, похоже, просто высохли. Наших знаний и умений хватило, чтобы их перепаять, после чего мотор запустился с первого раза.

– «Внешкой» заниматься будете?

– Планируем. Но подходили ребята, которые неравнодушны к этим бусам, и говорили, мол, не трогайте, оставьте так – выглядит круто. Отполируйте и сохраните. В этом действительно что-то есть, и мы над таким вариантом развития событий думаем. Ну и плюс так дешевле!

We'll make it, I swear

Автомобилей из лучших времен американского автопрома на выставку приехало очень много. И это круто, ведь сегодня американские автомобильные мечты превратились в Opel со значком Chevrolet и каким-нибудь турбированным «пакетом сока» под капотом. А 50-70 лет назад всё было не так: никаких модульных платформ, никаких турбо-«полторашек», никаких Mokka с логотипом Buick. Chevrolet тогда был Chevrolet, а Buick, черт побери, Buick, пускай обе марки были и остаются частью General Motors.

В общем, здесь хоть и рейв, но без намека на техно или транс, хотя именно Детройт являлся Меккой клубной культуры Штатов. У нас тут Guns N' Roses, Alice Cooper и Bon Jovi. Once upon a time, not so long ago – первая строчка из Livin’ on a Prayer могла стать девизом Vintage Day. Ведь многие из машин, которые еще недавно были привычными на дорогах, сегодня можно увидеть только на выставках. Страшно представить, как лет через 30 вместе с внуками под светом не знаю каких фонариков мы будем рассматривать Geely Tugella или восхищаться «ноздрями» современных BMW. Хочется перекреститься с посылом «Упаси, Господи», но не буду.

Лучше покажу вам один из самых крутых автомобилей этой выставки – Oldsmobile 88, выпущенный в 1958 году! Воистину олицетворение американского дизайна того времени.

– Машину я купил в таком виде, под капотом V8 объемом 6,1 литра, трехступенчатый «автомат», – рассказывает хозяин автомобиля Дмитрий. – Предыдущий владелец ее отреставрировал, я приобрел и доделал некоторые мелочи. Автомобиль используется в летнее время для «покатушек» по выходным. На выставки раньше не выезжали – это первый опыт.

– Запчасти найти реально?

– Если надо – знакомые в Америке. Что-то восстанавливается здесь, но основной источник запчастей, конечно, США. К счастью, машина особых хлопот не доставляет.

– Когда вы выезжаете на ней на трассу или в город – ДТП вокруг не происходят?

– Вроде не было, хотя люди действительно сворачивают головы, фотографируют. Поэтому стараемся ездить или рано утром, или поздно вечером.

Final Countdown

Впрочем, мечты и кинематограф были не только американскими. Включаем Europe и перемещаемся через Атлантику. Европейцы тоже активно демонстрировали свой автопром в кино. Особенно преуспели в этом французы. Во всяком случае классных французских комедий и не только я вам с ходу назову с десяток минимум. Жан Маре, Пьер Ришар, Луи Де Фюнес и, конечно же, музыка Владимира Косма. Не забудем и Эннио Морриконе, написавшего саундтреки к Le Professionnel.

Наверное, я вспомню и пару-тройку итальянских фильмов тех времен, а вот у немцев, кажется, с кино всё обстояло плохо. Либо оно являлось совсем неинтересным. Зато и с музыкой, и с автомобилями у них всё было хорошо. На экранах телевизоров в 1990-х мы видели одни машины, но когда шли в прокат возвращать видеокассеты, засматривались совсем на другие: VW, Opel, Audi, Mercedes, BMW, хлынувшие потоком в нашу страну. Везли тогда преимущественно западногерманские автомобили, но порой пригоняли и машины, рожденные в ГДР.

– Автомобиль достался мне от таких же любителей гэдээровской техники, которые занимались ею в Москве, – говорит Владимир, хозяин Wartburg-353. – Моя старая машина попала в аварию, и они предложили мне поменять ее на этот седан. С 2018 года он у меня – это представитель самого редкого на сегодня семейства с двухтактными моторами. Благодаря реставраторам, которые восстановили ее на Тушинском заводе, машина находится в таком виде и участвует в различных выставках и олдтаймер-ралли.

– Сколько времени ушло на восстановление?

– Могу предположить, что года два. Затем машина несколько лет эксплуатировалась в Москве и потом, как уже сказал, в 2018 году попала ко мне. Автомобиль очень редкий – их пригоняли в 1990-х, но в основном с четырехтактными моторами. Сейчас «Вартбурги» можно найти, но двухтактные и в таком состоянии – вряд ли. Ну а про запчасти на них могу сказать одним словом – каннибализм.

Big in Japan

Если искать истоки того или иного явления в детских воспоминаниях, то встает резонный вопрос: «А как вообще зародилась JDM-культура?» Где нам показывали классических «японцев»? У меня Япония строго ассоциируется с аниме. Но, кажется, корни этого явления уходят в веселые боевики с Джеки Чаном, где можно было видеть немало азиатских автомобилей.

И снится нам не рокот космодрома…

Ну а для любви к классике советской не нужны никакие произведения «Мосфильма», «Ленфильма» или Одесской киностудии, где ее тоже демонстрировали в избытке. Эти машины были неотъемлемой частью нашей жизни, как русский рок, который слушали все.

Помню, проводя лето у бабушки на севере Карелии, я думал, что когда-нибудь куплю себе хотя бы «Оку», а лучше «восьмерку» или «девятку». Впрочем, можно и «шоху» или «тройку» – они ведь тоже классные!

Но детские воспоминания могут быть связаны и с машинами из куда более далекого прошлого:

– В сентябре 2022 года я праздновал свой 55-летний юбилей, – рассказывает владелец ГАЗ-69 Николай. – Дело было за городом, немного употребили, и тут моя дочь говорит, что меня хочет поздравить еще один гость. И приезжает зять на этом автомобиле. Оказывается, они посмотрели много аналогичных вариантов в продаже и выбрали этого «козлика». Зять восстановил машину, и они подарили ее мне. В этом году он поменял двигатель. «Родной» мотор остался, но его место занял мерседесовский 603-й дизель. Автомобиль на ходу, есть техосмотр, страховка, я периодически выезжаю на нем на работу. Машина привлекает внимание и производит фурор.

– А почему они подарили вам именно эту машину? Это какая-то история из прошлого?

– Хороший вопрос. Я когда-то увидел другой такой ГАЗ-69 и сказал своим, что это первый автомобиль, в котором я себя помню маленьким-маленьким. Это первая машина, на которой я проехал, даже не за рулем, и она осталась у меня в памяти. И вот они решили сделать мне такой подарок – спасибо им, – говорит Николай.

Идея сделать яркую и необычную «буханку» тоже уходит корнями в детство, говорит хозяин машины Олег:

– Нам требовалась машина для путешествий, которую можно было бы сделать быстро и дешево. Дешево, конечно, не получилось. А чтобы выделяться из толпы, захотелось чего-то теплого, хорошего и интересного из детства. Поэтому выбрали мистическую машину из Скуби-Ду, что соответственно и изобразили. Планируем на ней путешествовать по Беларуси и все такое.

Купили в начале лета, занимались ею месяц. Автомобиль был совсем «убитым». Просто привели в более-менее нормальный вид и покрасили. По дороге, как всегда, «стуканул» мотор. Пришлось его достать, а новый еще не поставили. По сути, это пока недвижимость.

– Кинотеатр внутри как получился?

– Надо было чем-то порадовать детей, поэтому включили проектор и крутим Скуби-Ду.

– А не было мысли поставить туда какой-нибудь бешеный мотор и сделать из нее аналог «Антигелика» Академика? Прикинь, «буханка» и какие-нибудь 3,8 секунды до «сотки». Со светофора такая пиу-у-у-у…

– Всё может быть, всё может быть, – смеется Олег.

Герой асфальта

Ну и какая выставка без мотоциклов?! Правда, насколько близка мне музыка группы «Ария», настолько далека для меня двухколесная техника. Зато мой друг детства, недавно исполнивший мечту и купивший себе круизер, был в восторге от многих экспонатов выставки.

Party all the time

«My girl wants to party all the time!» – поет Эдди Мерфи. Бесконечную пати хочет не только его девчонка из песни, но и все мы. Такое мероприятие должно продолжаться без конца. И оно еще продолжается. Если вы читаете этот текст в день Шуфутинского – у вас есть время посетить Vintage Day. А потом… Хорошего понемножку – ждем следующий «Винтаж». Show must go on!

Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса