Согласно некой инструкции, которая накануне была распространена среди польских таможенников, такие автомобили польская таможня не пропускает.
К слову, эти ограничения были введены уже давно, просто польская сторона их не придерживалась. Возможно, поступило указание четко придерживаться санкционных ограничений, что Польша и сделала.

Можно ли выполнить условия

Прежде всего, пересечение границы автомобилями, которые попадают под ограничения, будет невозможно – ни самоходом, ни на автовозе.

Условий, при выполнении которых авто может попасть на таможенную территорию Беларуси, несколько:

  • необходимо предоставить документ, подтверждающий, что производитель автомобиля знает, кто является продавцом и покупателем, и предполагаемая сделка не вызывает опасений по поводу возможности обхода санкций;
  • подтвердить, что производитель в курсе того, что автомобиль следует транзитом через Беларусь и (или) Россию и не будет перепродан на территории этих стран, а доберется до конечного потребителя в третьей стране;
  • доказать, что производитель знает, кто будет конечным покупателем автомобиля, что это не противоречит санкциям.

Есть и ссылка на Регламент Совета (ЕС) №833/2014, который содержит список подсанкционных товаров.

Чем чреват запрет: комментарий специалиста

«Очевидно, что документы, которые требуются для пересечения границы внезапно попавшим под санкции автомобилям, никто не выдаст – во всяком случае, прямо сейчас, – комментирует ситуацию заместитель директора компании Westmotors (ООО «ЗападМоторс») Максим Пархимович. – В результате автомобили, находящиеся в пути, зависнут в Европе. Импортерам же для продолжения работы придется искать новую логистику. Перевозка через Турцию, Грузию или Эмираты, естественно, приведет к удорожанию авто с объемом больше 1,9 литра и ценой свыше €50 000. В этой ситуации пострадает прежде всего премиум-сегмент, так как в нем все автомобили имеют объем больше 2 литров. Каким бы ни было дальнейшее развитие событий, думаю, пути решения найдутся, но всё это приведет к увеличению сроков доставки и стоимости».

Создавшаяся ситуация повиляла на возможность вывоза автомобилей, которые уже прибыли в Польшу или находятся в стадии транзита из Европы. Заградительные меры привели к тому, что от польской стороны были выдвинуты практически невыполнимые условия. Возможно, через некоторое время что-то изменится: предположительно, запрет будет действовать до 1 апреля.

В Государственном таможенном комитете Республики Беларусь отметили, что по официальным каналам с польской стороны никаких предварительных уведомлений о введении ограничений не поступало.