С начала года товары, которые следуют в адрес физлиц Беларуси с территории государств – членов ЕАЭС, до их доставки физлицам должны прибывать на таможню.

Таможню Беларуси обязали проводить контроль международных почтовых отправлений и товаров, следующих в адрес физлиц с территории государств – членов ЕАЭС. В Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов России проанализировали, как это нововведение сказалось на перевозках.

Некоторые стали отказываться от перевозки личных отправлений из России в Беларусь

Как отмечают в ассоциации, многие транспортные компании стали отказываться от приема таких грузов для перевозки между Россией и Беларусью. В целом же срок транспортировки таких товаров теперь увеличился в два раза, а стоимость услуг выросла на 30%. Об этом пишет trans.ru.

Что произошло

С 28 декабря 2023 года в Беларуси вступил в силу Указ №297 «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов». В рамках указа введены обязательные контрольные проверки отправлений физических лиц из России и стран ЕАЭС.

«Теперь компания не может выдать грузы физических лиц без получения документов о проведении досмотра. Перевозчики сборных грузов вынуждены сначала доставлять их на склад для выгрузки коммерческих партий, а затем повторно отправлять машину с грузами физлиц на досмотр», – отмечает руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов.

По его словам, за январь-март 2024 года средний срок доставки грузов для личного пользования из России в Беларусь вырос в два раза. Если прежде, например, перевозка по маршруту «Москва – Минск» не превышала двое суток, то сейчас она растягивается до четырех суток.

Досмотры отправлений проводятся только на шести площадках. Поэтому каждый раз перевозчики вынуждены дополнительно проезжать от 10 до 70 км до мест проведения контрольных проверок. «Компании заранее записываются на досмотр в электронной очереди. Свободных площадок не хватает, поэтому время проверки может доходить до двух дней», – уточнил Вадим Филатов.

В итоге из-за роста расходов на топливо, транспортные и складские операции за январь-март 2024 года стоимость доставки отправлений для личного пользования из России в Беларусь увеличилась на 10–30% (в зависимости от весогабаритных характеристик) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Из-за увеличения сроков и стоимости перевозки ряд транспортных компаний теперь вовсе отказываются принимать отправления для физических лиц, а остальные значительно увеличили тарифы.

Что предлагают

По мнению Вадима Филатова, необходимо увеличить число пунктов досмотра в республике. Причем в первую очередь новые площадки важно создать в Гродненской и Брестской областях, которые являются значимыми логистическими узлами Беларуси, где расположены аэропорты, происходит прием и обработка отправлений.

Кроме того, следует ускорить заполнение документов. Сейчас перед проведением проверок компании вручную заполняют информацию о характеристиках грузов и адресах получателей. Если контрольно-надзорные органы вносят правки или уточнения, то перевозчики вынуждены переделывать документы и повторно их отправлять. Такой процесс может занимать почти сутки.

Но с 1 июля 2024 года в Беларуси должны запустить единую информационную систему учета и хранения данных на базе РУП «Белпочта». Благодаря этому компании смогут заполнять информацию о товарах в электронной форме, что позволит автоматически передавать данные для контрольной проверки в Таможенный комитет и другие уполномоченные органы. «Надеемся, что это нововведение поможет ускорить и упростить обмен информацией, а также снизить издержки из-за неверного оформления документов», – заключил Вадим Филатов.

А что говорят в ГТК

Еще в начале февраля Государственный таможенный комитет Беларуси отмечал, что среднее время проведения контроля товаров, перемещаемых в одном автомобиле в адрес физлиц, составляет 4 часа. Используется досмотровая рентгеновская техника. В ГТК отмечали, что существует неравномерная загруженность мест проведения контроля, поскольку перевозчики выбирают их на свое усмотрение. Наиболее загруженным является ПТО «Аэропорт Минск-2», в котором проверяется более 80% посылок.

А между тем определено шесть мест: ПТО «Аэропорт Минск-2», «Минск-Белтаможсервис-2», «Минская почта», «Аэродром Орша», «Аэропорт Гомель» и «Аэропорт Могилев». Сведения о загруженности мест контроля можно посмотреть на портале таможенных органов. Таможня просит перевозчиков учитывать эту информацию при планировании работы.

«Таможенные органы проводят контроль на предмет обнаружения вложений, имеющих признаки содержания гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей, иных товаров, в том числе веществ и материалов, за незаконное перемещение которых через государственную границу Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность», – отмечала таможня, приступая к такому контролю в начале года.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!