Вот как проходил подъем тягача со дна реки:

На дне тягач пролежал более 80 лет, затонув в начале Великой Отечественной войны. По версии историков, в 1941 году на этом месте советские войска наводили переправу для наступательной операции. Во время контратаки немцы взорвали переправу и затопили артиллерийский тягач.

Его излечением из воды занимался Республиканский отряд специального назначения «ЗУБР». К слову, перед подъемом военного раритета у деревни Дворок пришлось выполнить целый ряд работ, территория была осмотрена с помощью дронов, чтобы определить расположение тягача, также была откачана вода. Участие в работах принимали спасатели отряда «ЗУБР», а также сотрудники «Линии Сталина», клуб дайверов «Капитан Морган» и представители Мостовского райисполкома.

Тягач во время поисковых работ обнаружили сотрудники ИКК «Линия Сталина». Представитель ИКК говорил, что постараются ко Дню Независимости восстановить этот раритет. «Что-то мы доделаем, что утеряно», – говорил он.

Процесс реставрации занял более полугода. Известно, что участие в реставрации артиллерийского гусеничного тягача СТЗ-5 принял участие Минский моторный завод. По ссылке – много фото. Что подарил Минский моторный завод этому проекту? Под капотом восстановленной техники – белорусский двигатель Д.243-1619.

Быстроходный артиллерийский тягач СТЗ-5 стал самым используемым Красной армией в годы Великой Отечественной войны.

СТЗ-5 производили в 1937–1942 годах на Сталинградском тракторном заводе (всего было произведено 9944 экземпляра). База у тягача – от трактора. В начале войны на шасси СТЗ-5 устанавливался гвардейский реактивный миномет «Катюша». А после войны, вплоть до 1950-х годов, такие тягачи трудились в народном хозяйстве.