Главный редактор автопортала 100.ks.ua Виктор Королев опросил своих клиентов и пользователей, узнал, что происходит в сфере автосервиса, и вот какие выводы сделал:

- Наш сайт украинский, но мы часто общаемся с представителями автобизнеса из России, обсуждаем обстановку в наших странах, делимся новостями. Поэтому о ситуации там я знаю из их рассказов и реальной практики.

В России и Украине на авторынке сейчас тяжело всем. Люди остались без заработка, продают машины за копейки, автосервисы повально закрываются из-за того, что автолюбители предпочитают откладывать ремонт и обслуживание "до лучших времен". Сначала расскажу о ситуации в России со слов наших коллег.

Что происходит с автобизнесом в России

Владельцы различных автосервисов в России, мягко говоря, в панике. Недавно я общался с товарищем, который держит детейлинг-центр в Москве. Думаю, его мнение описывает ситуацию в целом: "Все закрылись и сидят на самоизоляции, работают, как говорится, из-под полы и только когда человеку что-то нужно срочно. Но, например, в нашем виде бизнеса даже это сегодня редкость. Я знаю много детейлинг-центров, которые закрылись, а свою команду распустили. И это не маленькие фирмочки, а большие автосервисы, у которых был сайт, они вели социальные сети, постоянно крутили рекламу. То есть бизнес имел деньги и постоянно вкладывал, чтобы развиваться. Но с наступлением пандемии они опустили руки. Сегодня этот бизнес остался ни с чем".

Примерно такая же ситуация в других направлениях автобизнеса. Водители перестали заезжать на СТО и обслуживаться в сервисе, перенесли все важные работы на даты после снятия карантина. И сколько раз он продлевался - столько раз и переносились записи. В итоге огромное количество СТО просто закрылось, их мастера ушли на вольные хлеба. Немного легче тем предпринимателям, у которых здания находятся в собственности, а не в аренде. По нашей статистике количество обращений на СТО упало приблизительно на 30-40 процентов.

Выход для некоторых сервисов - возможность давать небольшую отсрочку постоянным клиентам. Часть поставщиков запчастей позволяет проверенным СТО работать с определенной суммой задолженности, поэтому сервисы могут себе позволить быть должными некоторую сумму поставщикам. Так появляется небольшая гибкость. Но это касается только тех, кому доверяют и с кем работали не один раз.

С другой стороны, тем, кому необходим ремонт, а бюджет крайне ограничен, приходится выкручиваться, минимизируя сумму ремонта. Берутся более дешевые детали, некоторые подлежат реставрации, но и ресурс у них меньше. Где можно что-то починить, уменьшив стоимость ремонта, СТО стараются так сделать. Это позволяет удержать клиентов, которые в противном случае поставили бы машину на прикол до лучших времен.

Мойки страдают так же, как и СТО, даже больше. Если без ремонта или обязательного обслуживания автомобиль не может ездить, то без химчистки салона - вполне. Водители предпочитают не тратить деньги на дополнительные услуги. Максимум, что они сейчас могут себе позволить, - заехать на мойку самообслуживания, быстро сбить поверхностную грязь и пыль и уехать. Также практикуется мойка в долг для "своих": лучше получить деньги позже, чем не получить их совсем.

В общем, "холодильник побеждает", автовладельцы затягивают пояса. Количество заказов на химчистку упало на 50 процентов, количество клиентов на автомойке - примерно на треть.

Шиномонтажам немного проще - на пробитом или полуспущенном колесе далеко не уедешь. Но и у шинных центров тоже не все хорошо. Многие водители отложили "переобувку" на месяц, чтобы сэкономить немного денег, а простые действия, которые ранее выполняли на сервисе, делают самостоятельно. Многие из тех, кто раньше покупал резину непосредственно на шиномонтажах, теперь ищут в интернете варианты хоть незначительно, но дешевле. Или откладывают заказ на потом.

По нашим данным, количество клиентов на шиномонтажах уменьшилось примерно на 50 процентов...

Что происходит с сервисом в Украине

С 12 мая, когда произошло послабление карантинных мер в Украине, многие магазины, ТРЦ и автосервисы начали открываться. Мы пообщались с владельцами двух крупных автосервисов и на их примере узнали, как карантин пережила сфера обслуживания авто.

Константин, владелец сервиса "АвтоМисто": "У нас и СТО, и автомойка. Во время карантина было очень тяжело. Клиентов практически не было, записи постоянно переносились на месяц и более вперед. То есть по факту клиенты были, но в реальности боксы были пустыми, денег не было. В целом количество клиентов у нас уменьшилось примерно на 80 процентов.

Если раньше в день приезжало от 30 клиентов с разными вопросами, то сейчас от 4 до 8 - и все со срочными проблемами. Мастеров, конечно, увольнять не хочется, но содержать их не за что. Надеемся, с послаблением карантина ситуация все-таки начнет выравниваться".

Сергей, владелец СТО "Гарант+": "Хоть и очень редко, но клиенты у нас были. В основном это те, у кого автомобиль - средство заработка (такси, службы доставки и перевозки грузов) и которым срочно нужно было что-то починить. Люди, ездящие в авто ради комфорта и скорости перемещения, сильно ограничили все свои визиты в сервис.

Бывали дни, когда нам даже на работу не было смысла выходить. Количество наших клиентов сократилось примерно на 90 процентов".

Единственная услуга, которая действительно востребована сегодня, - ионизация салона. В связи с пандемией она стала очень популярной. И те автомойки и СТО, которые быстро сориентировались и сразу купили соответствующее оборудование, смогли "хайпануть" и немного заработать. Но услуга эта не из дешевых и занимает много времени. Например, в Киеве ее стоимость начинается с 400 гривен (около 35 белорусских рублей) и длится от 2 до 4 часов в зависимости от объема салона.

"Если кто-то закрылся, значит, их клиенты могут стать вашими"

Стоит понимать, что вся экономика замкнута, если у человека нечего тратить, то он ужимает затраты. Где-то карантин ослабляется, некоторые страны его совсем пытаются закончить. Но суть пока одна: тем, кто потерялработу и прибыль, нужно время, чтобы ее восстановить. А значит, последствия будут ощущаться еще минимум несколько месяцев, прежде чем ситуация начнет налаживаться.

Но, как показывает практика, все временно. Не стоит опускать руки. Наоборот, используйте это время как возможность. Лично мой совет: даже несмотря на кризис, не переставайте работать. Если не офлайн, то как минимум онлайн. Интернет дает практически безграничные возможности. Общайтесь с клиентами, отвечайте на их вопросы, давайте полезную информацию, развивайте сайты, ведите социальные сети и блоги. Покажите людям, что вы активны, что готовы их принять и помочь хоть сейчас, хоть после. Зарегистрируйтесь в каталогах, расскажите о своем бизнесе. Соберите портфолио и опишите его - покажите целевой аудитории, что вы можете.

К примеру, за прошлую неделю вовлеченность пользователей в нашей группе в Фейсбуке выросла на 1000 процентов. Да и остальные показатели существенно увеличились.Это стало возможно только потому, что мы постоянно ведем группу. Публикуем интересные и полезные посты. И в пандемию не остановились, а стали еще более активными.

Время "безделья" - хорошая возможность сделать то, на что раньше не хватало времени. Ищите новые точки роста и соприкосновения с клиентами, чтобы после возвращения в обычную жизнь занять новые места в топе лучших автосервисов, чтобы привлечь и загрузить своих мастеров на месяцы вперед. И помните: если кто-то закрылся, значит, их клиенты могут стать вашими.

Сломалась? Запчасти в
базе объявлений Автобизнеса