Типичный «японец»

Экстерьер RAV4 четвертого поколения получился типично японским. Внешность перекликается с другими моделями Toyota середины 2010-х и в целом узнаваема. Назвать эту машину красивой – нет, некрасивой – тоже нет. Типичный кроссовер, в меру агрессивный, в чем-то оригинальный, но при этом самобытный – никаких заимствований.

С практичностью порядок. Почти. Низ по периметру облицован черным матовым пластиком – если съехать с дороги в «корчи», низкие кусты не поцарапают краску. А вот если проехать по грязи и потом выйти из машины, можно и штаны выпачкать, потому что двери не закрывают пороги.

Правда, на «Рафике» с вариатором вряд ли кто-то решится на серьезные внедорожные подвиги. Да и, чего греха таить, самое серьезное бездорожье, с которым доводится встречаться за свою жизнь многим кроссоверам, – это грунтовки, по которым без особых проблем проедет куда более низкая машина.

Впрочем, с клиренсом 197 мм RAV4 все же способен пробраться там, где среднестатистическая легковушка застрянет. Остальные габаритные характеристики: 4605 мм в длину, 1845 мм в ширину и 1670 мм в высоту. Размер колесной базы – 2660 мм. Свесы не коротенькие, но и не самые большие, в первую же более-менее серьезную кочку носом машина не уткнется. В общем, в лес или на рыбалку выехать можно.

За салон «Рафик» можно любить и ненавидеть одновременно. Но поводов для любви заметно больше.

Интерьер машины выглядит довольно архаично, многие кнопки – как из музея, зато пользоваться почти всем удобно.

Особенно блоком управления «климатом» – не надо думать, где что находится, и жмякать пальцем в сенсорный экран. Да и нажимать на огромные кнопки вслепую легко. Правда, эргономические просчеты есть. Кнопку отключения зачем-то включенного Hill Assist я нашел справа за рулем минут через 20 поездки. Если клавиши межосевой блокировки и открытия багажника, расположенные в аналогичном месте слева от рулевой колонки, видны сразу, как только открываешь дверь, то кнопка ассистента спуска ни разу не очевидна.

Пристроить смартфон – так себе задачка. Под центральной консолью есть ниша, но туда поместится только кнопочный «мобильник». Современный аппарат влезает на полочку перед пассажиром, но тогда к нему далеко тянуться. Пришлось поставить в подстаканник.

Отдельный непонятный японский «прикол» – селектор трансмиссии, двигающийся по зигзагу. Кто это придумал? Почему так в машине 2019 года?

«Приборку» тоже немного поругаю. Нет, она хорошо читается, но зачем эта голубая окантовка на шкалах? Напоминает панель Vesta Cross, хорошо хоть оцифровка не радиальная.

Ну и пространства для хранения всякой мелочи маловато. Бардачок невелик, бокс в подлокотнике тоже не блещет объемом – пачка салфеток влезет, и всё.

Зато сидеть удобно. Подушка нормальной длины, при этом слегка завалена назад, поэтому ноги не висят. Профиль спинки удачный, боковая поддержка присутствует – сиденья выглядят простовато, но по факту очень комфортные, хотя кому-то могут показаться излишне мягкими. Рулевая колонка регулируется по углу наклона и вылету в довольно большом диапазоне. В общем, с посадкой у меня проблем не возникло – это куда важнее, чем оформление приборной панели или маленький бардачок.

А сколько места сзади! Второй ряд очень просторный. Пассажир среднего роста, если впереди такой же водитель, может чуть ли не вытянуть ноги. Да и в ширину места хватает – троим будет относительно комфортно. Спинка регулируется по углу наклона, но вертикальнее ее ставить имеет смысл только ради увеличения багажного отсека. Откидной подлокотник в наличии, в нем традиционно подстаканники. А вот с электричеством для задних седоков не густо – единственная розетка на 12 В, и всё.

Багажник вместительный – 577 литров. Но реализован он весьма просто: боковины отделаны пластиком, никаких карманов нет, крючков и розетки – тоже. Зато есть множество пазов для сетки, той самой, которая на фото на полу, – ее можно ставить как душе угодно. Огорчила шторка: ни ручки, ни направляющих – пользоваться неудобно. Под фальшполом ничего интересного: запасное колесо и минимум места.

Надежность с оговорками

Под капотом попавшего на тест RAV4 базовый двухлитровый бензиновый двигатель 3ZR-FE с цепным приводом ГРМ. Ресурс цепи довольно большой – до 200-250 тыс. км, хотя некоторые источники сообщают, что порой ей требуется замена и на пробегах около 150 тысяч. Помпы также не отличаются высоким ресурсом и довольно рано начинают течь. Внимания требуют впускной коллектор и дроссельный узел, которые зарастают нагаром, что становится причиной плавающих оборотов. Известная «болезнь» этого мотора – невысокий ресурс муфты фазорегулятора на впускном валу, которая изнашивается уже к 150 тыс. км и начинает издавать стуки.

2,5-литровому мотору присущи плюс-минус те же «болячки», но он избавлен от проблем с фазовращателями, поэтому такой вариант выглядит более предпочтительным, в том числе и с точки зрения динамики. Кроме того, в паре со «старшим» бензиновым мотором и дизелем, считающимся довольно капризным, устанавливались гидромеханические «автоматы», которые весьма надежны.

А вот мотор 2.0 в двухпедальной версии агрегатируется с вариаторами Aisin: K111 в моноприводной модификации и К111F в полноприводной. Эти коробки весьма надежны, при щадящей эксплуатации и регулярной замене масла способны прослужить около 250 тыс. км. Но если подвергать трансмиссию серьезным нагрузкам, опорные подшипники валов сдадутся намного раньше.

И вариаторы, и гидроавтоматы чувствительны к чистоте системы охлаждения. Если хочется просто и надежно, то двухлитровые машины можно найти с механической коробкой передач.

Полный привод реализован с помощью многодисковой муфты, есть возможность заблокировать ее принудительно. Слабым местом муфты является подшипник вала, выдающий себя характерным троллейбусным гулом. Подшипник можно поменять отдельно, каких-то космических денег он не стоит.

Также стоит уделять внимание угловому редуктору, который порой начинает подтекать после 100 тыс. км. Эта проблема также устраняется недорого, главное – не запускать. А ведь от владельцев Toyota порой доводится слышать истории а-ля «тут ошибка горит, там загудело, что-то подтекает, но ездит себе и ездит – неубиваемый аппарат». И если купить машину, которую убивали, а она никак не убивалась, то могут потребоваться солидные суммы на приведение в отличное состояние, когда тут ошибка не горит, там не гудит и ничего не подтекает. В общем, при выборе подержанной Toyota не стоит уповать на ее надежность.

В подвеске никаких откровений: McPherson спереди, «многорычажка» сзади. Слабым местом считаются втулки переднего стабилизатора, остальное служит весьма долго, хотя, конечно, ресурс зависит от условий эксплуатации.

Может, но не хочется

Двухлитровый RAV4 не про драйв и не про удовольствие от вождения. И это парадоксально, ведь машину чахлой не назовешь – динамика у нее вполне нормальная, вариатор задумчивостью не страдает и свои шкивы двигает быстро. В какой-то момент даже кажется, что едешь на обычном хорошо настроенном шустром «автомате».

Руль на невысокой скорости очень тяжелый. Я не люблю «невесомые» рули, которые можно вращать одним пальцем, но здесь слегка перебор – девушкам точно не понравится. И при этом околонулевая зона размазанная, но в остальном настроено рулевое неплохо – обратная связь присутствует, и она вполне натуральная.

Подвеска комфортная, мягкой ее не назовешь, но и на жесткую не тянет. Мелкие неровности фильтрует, крупные сглаживает, на прямоугольных «лежачих» не пробивается. И в поворотах держится молодцом – пугающих кренов нет.

Но при всем при этом «Рафик» не располагает к динамичной езде. При желании на нем можно «валить» в меру возможностей, только почему-то не хочется. Машина настраивает на размеренный лад, может быть, потому, что за рулем чувствуешь себя комфортно и расслабленно. Обзорность хорошая, а назад по меркам кроссоверов, где частенько в салонное зеркало мало что видно, вообще отличная. Тут видно всё.

И акустическая система звучит вполне неплохо. Только на высокой скорости ее приходится делать громче: слышно и мотор, и колеса. Но шумоизоляция никогда не была сильной стороной Toyota.

Наш вердикт

Причины народной любви к RAV4 остались до конца не ясны. Для меня почти любая Toyota – это брак по расчету, и «Рафик» не исключение. Несомненно, у него есть масса достоинств: просторный салон, вместительный багажник, довольно высокий уровень комфорта. Надежность? Да, в целом она выше средней по больнице, но в случае с «бэушкой» многое зависит от прошлого владельца. Внедорожные возможности? Может быть, но не в версии с вариатором.

Toyota RAV4 по совокупности хорошая машина, хотя и не без недостатков, но где их нет? Только… Скучная, пресная? Много вы видели за рулем этих автомобилей молодежи? То-то и оно. Видимо, чтобы полюбить Toyota, надо дождаться внуков и постичь дзен.

Редакция благодарит "Атлант-М Автомобили с пробегом" за предоставленный на тест автомобиль

Для всего и всех. Машины с пробегом в базе объявлений Автобизнеса