И хотя кажется, что безобидные резиновые кольца мало на что могут повлиять, в реальности все куда серьезнее. Ведь использованные шины представляют собой большую угрозу для окружающей среды и даже нашей безопасности.

Использованные шины – угроза для окружающей среды

Причин, почему шины вредны для окружающей среды, на самом деле очень много. Но вот основные из них:

  • шины не являются биоразлагаемыми. Они сделаны из каучука, преимущественно синтетического, который на 70% состоит из нефти. Также в составе есть сталь, текстильное волокно, минеральные масла и химикаты, такие как сера, оксид цинка и сажа. Кроме того, резина подвергается химической обработке, после которой становится более прочной и устойчивой. Но вместе с этим конечный продукт почти не поддается переработке;
  • шины занимают большие площади на свалках. Мало того, что они громоздкие и тяжелые, так их еще и производят в огромных объемах. Мировое производство новых шин составляет около 1,6 млрд в год, и каждый год примерно столько же старых шин выбрасывается;
  • шины, выброшенные на свалку, легко воспламеняются. При этом их трудно потушить. Даже небольшая куча может гореть месяцами, не говоря уже о выделении облака токсичного черного дыма, которое несет в себе множество химикатов. И даже если шина будет просто лежать на солнце, она будет выделять в воздух метан. Этот парниковый газ увеличивает наш углеродный след и может способствовать изменению климата;
  • шины являются идеальным гнездом для комаров, например, в странах Латинской Америки, а также в некоторых регионах Африки. А ведь насекомые переносят опасные заболевания, среди которых вирусная инфекция Зика, малярия, желтая лихорадка и лихорадка денге.

Но даже этого небольшого списка достаточно, чтобы понять, насколько использованные шины могут навредить нам и нашей планете.

При этом невозможно отрицать, что шины имеют ограниченный срок службы, так как при регулярном использовании они повреждаются. А глубина протектора уменьшается в результате естественного износа. Показатель менее 1,6 мм уже считается небезопасным. Дальше есть два варианта утилизации.

Сжигание шин

Несмотря на то, что шины токсичны сами по себе, а процесс их горения порой трудно остановить, одним из самых популярных (и вместе с тем незаконных) способов их утилизации является именно сжигание.

И многих людей не останавливает то, что горящие шины выделяют в воздух значительное количество токсичных веществ. Что пепел, содержащий эти же токсичные вещества, может загрязнять близлежащую почву и водоемы. Да и сами люди, которые жгут шины, ставят под удар свою дыхательную, сердечно-сосудистую и репродуктивную системы.

Единственный вариант, при котором разрешено сжигать шины, – когда они используются в качестве альтернативного источника топлива. Но это должно происходить на специальных площадках и под руководством специалистов, а не на заднем дворе дома или где-нибудь на пустыре.

Само топливо из шин часто используется в промышленных процессах: в цементных печах, на целлюлозно-бумажных комбинатах и электростанциях. Оно производится путем измельчения отработанных шин, обычно – на стружку или резиновую крошку. Каучук богат углеводородами, что делает шины пригодными для использования в качестве источника топлива с выделением значительного количества тепловой энергии при сгорании.

Сжигание шин таким экологичным способом является альтернативой использованию невозобновляемых видов ископаемого топлива, таких как уголь и нефть.

Переработка шин

Исходя из состава шин и проблем с их хранением и сжиганием, единственным спасением становится переработка. Ведь в результате можно получить много полезных материалов для создания новых продуктов: начиная от синтетических газонов, полов на игровых площадках и детских качелей, заканчивая кашпо и инвентарем для спортивных площадок.

Кроме того, продолжают появляться все более новые и творческие способы использования отходов шин, включая изготовление мебели, обуви и даже произведений искусства.

А сам процесс переработки выглядит примерно так:

  • шины нарезают на небольшие кусочки, с которыми можно будет легко работать;
  • из измельченной резины удаляют текстильные волокна и сталь. Обычно это происходит после процесса измельчения и делается с помощью магнитов, которые вытягивают стальные волокна из всего пучка;
  • затем резину тщательно проверяют на наличие стали и только потом начинают очищать.

Последний этап – упаковка и транспортировка. Каучук, полученный на этапе очистки, упаковывается и доставляется на заводы, которым он нужен в качестве сырья для своих предприятий.

И хотя сами процессы утилизации давно налажены, а способов применения старых шин становится все больше, главная проблема все-таки в другом: разница между тем, сколько шин было произведено, и тем, сколько правильно утилизировано, все еще очень большая.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!