На Самарском экономическом форуме помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов сказал:

«У нас есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши, прежде всего европейские, партнеры больше зависят от России, чем Россия от них. Это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего подержанных автомобилей, это касается некоторых видов товаров легкой промышленности, где мы уже сами можем производить. Не всех, но некоторых видов одежды».

Слова помощника президента – это, конечно, не официальное заявление. Однако это серьезный повод задуматься. Все задумались. И пришли, как водится, к разным выводам.

Все хорошо, прекрасная маркиза?

«Газета.Ru», к примеру, утверждает, что «введение ответных запретов на импорт автомобилей может оказаться для российского рынка не таким страшным, как может показаться на первый взгляд».

По мнению издания, в России производится около сотни моделей легковых машин, начиная от бюджетного и заканчивая люксовым сегментами. Не слишком сильно санкции ударят и по вторичному рынку, ведь он и так из-за ранее введенных высоких пошлин на ввоз иномарок, утилизационного сбора и высокого курса доллара и евро сократился до минимума.

Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков также считает, что возможные санкции вряд ли сильно повлияют на рынок подержанных машин: «Рынок подержанных машин в России примерно в два раза больше, чем рынок новых, но если будут санкции, то в первый год-два заметного влияния они не окажут».

- У нас и так доля импортных машин на вторичном рынке невелика, потому что есть очень высокие, фактически запретительные пошлины, - уверен эксперт.

Аналогично предыдущим ораторам в российских СМИ высказались президент группы ГАЗ Елена Матвеева и директор КАМАЗа по взаимодействию с органами государственной власти Михаил Матасов.

Цифры в умелых руках

Исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов аргумент о том, что импорт подержанных автомобилей в Россию крайне мал, подкрепил для «Коммерсанта» цифрами: в 2013 году объем рынка подержанных автомобилей составил 5,7 млн штук, в денежном выражении — 86,1 млрд долларов. При этом доля импортируемых машин с пробегом — 0,5%, или 28,3 тыс. машин. Из них 54,4% приходится на легковые автомобили. За восемь месяцев 2014 года импорт легковых автомобилей с пробегом вырос на 5,2%, до 8 тыс. машин.

Правда, начальник отдела аналитики той же компании «Автостат» Андрей Топтун сказал, что за 2013 год физические лица ввезли в Россию 132 тысячи подержанных легковых автомобилей, юридические – 59,5 тысячи. Весь импорт – не более 200 тысяч. Это уже больше напоминает правду, потому что в конце 2012 года тот же «Автостат» со ссылкой на Минпромторг России указывал, что импорт подержанных легковых автомобилей в Россию с января по сентябрь 2012 года вырос на 74,9 процента и составил 159,1 тысячи единиц.

Конечно, 200 тысяч импортируемых подержанных автомобилей против 5,7 млн единиц внутреннего вторичного рынка – это совсем немного. Однако эти люди при введении запрета задумаются, где им купить за небольшие деньги подержанный, но качественный автомобиль без пробега по РФ.

Запрет на «белый» всегда рождает «серый»

По словам ведущего эксперта «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, запрет на ввоз подержанных иномарок спровоцирует рост «серого» и «черного» рынков иностранных автомобилей.

«Вариантов обхода данного запрета очень много. Появятся различные страны-транзитеры, через которые эти автомобили будут поставляться. Если только ввести запрет на ввоз из всех стран, но, во-первых, это будет нарушение по части соглашений, а во-вторых, это вряд ли возможно сделать, потому что мы же не со всеми странами ссоримся», - сказал Дмитрий Баранов Русской службе Би-би-си.

При этом, по мнению эксперта, запрет на ввоз подержанных иномарок вряд ли кардинально скажется на продажах автомобилей, производимых в России. В то же время под удар попадут компании, которые сейчас занимаются продажей подержанных автомобилей.

Что будет происходить с ценами, пока не ясно, отмечает эксперт. Спрос на автомобили в 2014 году сокращается: импорт легковых автомобилей в Россию за период с января по март 2014 года снизился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 15,6%. На фоне кризиса и неопределенности экономической перспективы трудно спрогнозировать, какова будет динамика спроса и цен на автомобили.

Ищите тех, кому не выгодно

Депутат Госдумы, председатель общественной организации автомобилистов России «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, в свою очередь, в интервью Национальной службе новостей сказал, что запрет на ввоз иномарок в первую очередь ударит не по зарубежным странам, не по их транснациональным компаниям и крупным фирмам, а по российскому потребителю и по малому микробизнесу, который занимается ввозом, продажей и обслуживанием подержанных иномарок. При этом Вячеслав Лысаков не исключил, что после введения запрета б/у иномарки просто начнут ввозить через Беларусь. «Такое возможно, потому что у нас границы с Беларусью, можно сказать, не существует. И я не думаю, что запрет, аналогичный российскому, введут остальные страны Таможенного союза», - сказал Вячеслав Лысаков.

Что получится в результате – остается только предполагать, ведь предсказуемой российскую внешнюю политику назвать сложно. Пока определенно нарисовалась только «целевая аудитория» контрсанкций – это обычные российские граждане, которые уже едят креветки made in Belarus, а в последствии могут и начать ездить на Ford, Nissan и Audi из РБ. А перед белорусами снова замаячила перспектива заработать на последствиях геополитических разборок.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
ABW.BY
Графики из доклада «Автомобильный рынок России: результаты 2013 года и перспективы развития», PwC
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ и из открытых источников 

 

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!