Skoda 1101 Tudor

В 1946 году Skoda начала выпуск своей первой послевоенной модели – 1101 Tudor (производное от английского two-door, что значит "двухдверный"). На усиленном шасси этой серийной модели в сентябре 1949 года и появилась гоночная Skoda Sport с кузовом, сделанном вручную из листового алюминия. Для инженеров и механиков национализированной после войны компании, пережившей еще и бомбежку предприятия союзниками, создание такого автомобиля было сродни подвигу.

В основе двухместной открытой машины лежала усиленная хребтовая рама, а одной из характерных особенностей Sport были крылья, которые являлись как бы продолжением дверей и капота, – начиналась эра современных понтонных кузовов. Всего было изготовлено два экземпляра Sport, одному из которых суждено было стать первой и единственной Skoda, принявшей участие в 24-часовой гонке в Ле-Мане.

Четырехцилиндровый двигатель на Sport, выступавшей в Ле-Мане, имел стандартный "тудоровский" объем 1,1 л, однако за счет увеличенной степени сжатия, иных настроек системы питания и применения привычной для того времени в автоспорте в качестве топлива смеси бензина, этилового спирта и ацетона развивал мощность 50 л.с. при 5200 об/мин.

Тормоза у Sport были барабанными, но с улучшенным охлаждением. Максимальная скорость лемановского прототипа Skoda достигала 140 км/ч, а расходовал 600-килограммовый родстер всего 12 л на 100 км – расположенного за спиной гонщика бензобака хватало на четыре часа езды.

Памятный для Skoda суточный марафон прошел 24-25 июня 1950 года. Экипаж в составе Вацлава Бобека и Ярослава Нетушила боролся за первое место в классе до 1100 куб.см на протяжении первых 13 часов, но на 115-м круге был вынужден сойти с дистанции.

Подвела копеечная деталь – стопорное кольцо поршневого пальца, заменить которое не позволяли правила: можно было использовать лишь те детали, что имелись на борту автомобиля. К моменту схода Sport с номером 44 занимал второе место в своей категории и пятое в общем зачете, продемонстрировав среднюю скорость 126 км/ч.

Skoda 966 Supersport

Следующим шагом в разработке спортивных автомобилей Skoda стала модель 966 Supersport с алюминиевым кузовом, широкими возможностями трансформации и небольшими, как на мотоцикле, съемными крыльями – без них колеса были "по-формульному" открыты. В конструкции машины также использовались многие детали серийных "Тудоров", включая кривошипно-шатунный механизм двигателя, сцепление и коробку передач.

Всего в 1950 году было сделано три экземпляра 966 Supersport. До настоящего времени сохранился только один автомобиль, который последний раз вышел на трассу в 1962 году. В течение многих лет владельцем автомобиля был словацкий автогонщик Иван Мичик. В 2007 году родстер был приобретен музеем Skoda, в котором были произведены работы по его восстановлению.

Гоночный дебют 966 Supersport состоялся в рамках Гран-при Чехословакии 24 сентября 1950 года. Автомобиль принес пилоту Мирославу Фусеку второе место в категории автомобилей с объемом двигателя до 1,1 л.

Самая мощная модификация 966 Supersport располагала 1,5-литровым двигателем, с которого с помощью механического нагнетателя "снимали" 180 л.с. Осенью 1953 года Вацлав Бобек за рулем версии с компрессорным мотором смог разогнаться до 197,8 км/ч – 966 Supersport стал самым быстрым автомобилем Чехословакии своей эпохи.

Skoda 1100 OHC

Весной 1956 года чехи приступили к разработке преемника Supersport – двухместного спортивного автомобиля 1100 OHC (заводской индекс 968). Он также создавался для гонок на выносливость, а задача перед разработчиками была поставлена предельно четко: модель должна была наконец-то принести успех заводской команде Skoda в 24-часовой гонке в Ле-Мане. В основе новой конструкции была пространственная рама, сваренная из тонкостенных труб, и в этом состояло ключевое отличие от Sport и Supersport. Для лучшей развесовки сцепление, 5-ступенчатая коробка передач и дифференциал размещались у задней оси единым блоком.

Двигатель 1100 OHC – установленная продольно рядная "четверка" с двойной системой зажигания и двумя распределительными валами в головке блока цилиндров. 1,1-литровый мотор развивал 92 л.с. при 7700 об/мин (с литра объема было "снято" почти 85 л.с.) и работал на высокооктановом авиационном топливе, которое подавалось в камеры сгорания через пару карбюраторов производства чехословацкой компании Jikov. Позже их заменили итальянскими карбюраторами Weber.

Благодаря использованию армированного стеклопластика автомобиль длиной 3880 мм, шириной 1430 мм и высотой 964 мм весил всего 583 кг. Это позволяло 1100 OHC развивать максимальные 200 км/ч. Первый вариант 1100 OHC имел выдвижные фары, однако позже светотехнику заменили более традиционными для гонок неподвижными фарами, прикрытыми обтекателями из плексигласа.

Успех не заставил себя ждать – 1100 OHC выиграла первую же гонку, в которой приняла участие: опытный заводской гонщик Мирослав Фусек в июне 1958 года пришел первым к финишу на трассе, проложенной прямо по улицам Млада-Болеслава. В следующие годы пилоты за рулем 1100 OHC добивались успехов не только на родине, но и за рубежом. Тем не менее планы принять участие в знаменитом 24-часовом марафоне в Ле-Мане так и не сбылись: автопроизводителю, целиком и полностью зависевшему от государства, было непросто доказать необходимость отправляться на гонки на Западе – в разгар холодной войны 1100 OHC выступали только в социалистических странах.

Изначально в конце 1957-го – начале 1958 года было произведено два экземпляра 1100 OHC с открытым кузовом. В 1959-м Skoda выпустила два более просторных купе с кузовами из листового алюминия. Оба 1100 OHC с закрытым кузовом впоследствии попали в частные руки и пострадали в авариях – в настоящее время их реставрируют специалисты музея Skoda, используя оригинальные компоненты, включая раму, шасси и двигатель.

А оба 1100 OHC с открытым кузовом сохранились в своем первозданном виде до наших дней. Один из них принадлежит импортеру Skoda в Великобритании и принимает участие в различных мероприятиях на территории Соединенного Королевства. Второй экземпляр ярко-красного цвета хранится в музее Skoda в Млада-Болеславе – его можно увидеть в любой день, когда он не участвует в национальных и международных ретропробегах.

Не гоночные, но практичные. Подержанные Skoda в базе объявлений Автобизнеса