Раз – "легенда", два – "легенда"...

Главное – не запутаться в "легендарности" белорусского автоспорта. В Стайках проводится чемпионат по трековым гонкам "Легенды СССР", где гоняются на старых подготовленных "жигулях", и их мы успели опробовать зимой. Та техника, что на фото в этом материале, – это Legends Cars, монокласс, машины для которого собирают в США и продают по всему миру. Серия популярна, поскольку машинки относительно дешевые (если сравнивать со стоимостью серьезных болидов), но при этом весьма азартные и быстрые.

О технической составляющей Legends Cars мы подробнейшим образом рассказывали два года назад, тогда же опробовали "легенду" в деле, так что повторяться нет смысла. Вкратце напомним: под капотом 1,3-литровый двигатель от мотоцикла Yamaha на 132 силы, спереди дисковые тормоза, сзади барабанные. Масса – 600 кг с пилотом. Ультимативный "снаряд"!

В сентябре такую технику в гонках опробовал Сергей Лапицкий – известный белорусский гонщик, а также директор гоночного комплекса РСТЦ ДОСААФ. На питерском автодроме "Игора Драйв" он выиграл оба гоночных заезда. И понеслось – в боксах возле трекового стадиона в Стайках теперь "живут" сразу несколько "легенд". Встречаемся с Сергеем и с ходу подкалываем: мол, он на чем только не гонялся и побеждал, а теперь нашел новую "игрушку"?

"Ты же знаешь, что я люблю гоняться на всем, в том числе на картах класса KZ2. Но для многих карт – это игрушечная вещь, – серьезно объясняет Сергей. – Какого бы уровня ни были картинговые соревнования, даже чемпионат мира, это все равно гонки на маленьких машинах. А вот когда люди говорят про шоссейно-кольцевые гонки, то подразумевают нормальные, полноценные автомобили.

"Легенды" участвуют на больших трассах, где гоняются в том числе на Ferrari, Porsche, машинах класса "Туринг" или "Туринг-Лайт". Но по ощущениям "легенды" гораздо интереснее, чем любая из перечисленных машин. Стоимость такого автомобиля варьируется от 10 до 15 тысяч долларов, и за относительно небольшие для автоспорта деньги можно попасть в большой чемпионат. Плюс Legends Cars – это мировая серия: машины строят в США, а оттуда продают по всей планете. Есть национальные чемпионаты в России, Финляндии, Италии и не только. Завод продает порядка 350 гоночных автомобилей в год".

Чем же так хорош Legends Cars? Сергей среди преимуществ называет "моноклассовость" – мол, все машины номинально одинаковые, а потому самый богатый или хитрый пилот не получит преимущества, гонка вооружений и бюджетов нереальна. "Конечно, всегда есть "хитрые", которые что-нибудь придумают. Но представь, на что они способны в более свободном по требованиям классе?" – спрашивает Сергей. А мы в ответ спрашиваем у гонщика-директора (или директора-гонщика?) про то, как ему гонки в России.

"РСКГ – это российская серия кольцевых гонок. Если сравнивать с тем же картингом, то это примерно то же самое, только умноженное в несколько раз даже чисто внешне: играет музыка, девочки с зонтиками в нарядах, шарики. Атмосфера праздника, понимаешь, что занимаешься серьезным делом.

За пару дней до соревнований есть время потренироваться. Как правило, можно провести от четырех до шести сессий. Потом начинается официальная часть: тренировка, квалификация, которая определяет позицию на старте первого заезда, и две гонки по 20 минут плюс 2 круга. На второй заезд стартовую решетку располагают реверсивно по отношению к результатам квалификации: показал самый быстрый круг – стартуешь последним.

В этом году в России ехало множество "шорткатов", у них этот класс на подъеме. Вместе с ними запустили наш Legends 600 и Legends Evo. Суммарно было под 40 машин на старте. Legends 600 – самые слабые прототипы, у них примерно 130-132 лошадиные силы против 180 у Evo – они везут по 10 секунд с круга, их даже "шорткаты" догнать не могут.

"Шорткаты" примерно на 3 секунды быстрее Legends 600. Меня спасло то, что пилоты участвуют разноплановые, на старте они боятся, у них туго с обгонами. Я не был самым быстрым, просто на старте успевал обогнать с десяток "шорткатов", а дальше пользовался воздушным мешком и имел преимущество за счет одной прямой. Так вез соперникам по классу две секунды с круга. "Шорткаты" постепенно обгоняли, но я цеплялся за них и таким образом смог оторваться от прямых конкурентов".

Сколько это стоит?

По словам Сергея, в Стайках постепенно появляются новые "легенды" – черный автомобиль купили буквально на минувшей неделе. Еще один, белый, в день съемок уехал на выступления в Борисов, а машина бывшего раллиста Анатолия Шимаковского (она мелькала в нашем тесте 2020 года) пока стоит в другом боксе. Суммарно четыре автомобиля в комплексе – и директор РСТЦ считает, что это не предел. Но где искать эти "легенды"? В обычной базе объявлений их вряд ли найдешь!

"Как ни странно, я нашел свою машину именно в базе объявлений! – улыбается Сергей. – Пошурудил интернет, нашел пару объявлений во "ВКонтакте", две машины продавали на "Авито". Ребята говорили, что видели "легенды" и на Авто.ру. В принципе, когда попадаешь в эту среду, начинаешь дружить с другими гонщиками и командами. В Россию таких машин завезли много, следовательно, они по гаражам стоят – нужно только бросить клич.

Если не удастся найти там, то всегда можно заказать из США или любой другой страны, привезти как спортинвентарь или на запчасти. Другие гоночные машины из-за рубежа так просто не пригонишь. Сколько стоят новые? Не узнавал, но, думаю, порядка 25-30 тысяч – это будет цена на машину "из упаковки", – говорит гонщик. 

25-30 тысяч? Да это же цена хорошего "гражданского" автомобиля, и сумасшедших, готовых купить "легенду" в Беларуси за такие деньги, вряд ли много. Но мы же помним, что в основном на рынке "легенд" представлена "бэушка", и она обойдется на 10-15 тысяч дешевле. Не "три копейки", конечно, но сезон в быстром классе в картинге обходится чуть ли не в такие же деньги. Да и хорошие дрифтовые "корчи" для второй лиги сейчас стоят примерно столько же, если не дороже. Ради интереса начинаем подбивать калькуляцию на "легенду" и для "пессимистичного" расклада считаем по максимальной планке.

"Допустим, вы купили машину, обновили ее, подкрасили – это 15 тысяч долларов, – прикидывает Сергей. – Дальше можно заявиться в РСКГ – стартовый взнос на один этап обойдется в 400 долларов. В эту сумму включена вся процедура: тренировочный, квалификационный и два гоночных заезда. Естественно, нужно попрактиковаться перед этапом. На это уйдет от 300 до 500 долларов за аренду трассы.

Первый болезненный момент – приобретение экипировки. Требования к ней жесткие, она должна быть в идеальнейшем состоянии. Например, я неправильно пришил логотип спонсоров РСКГ – и меня чуть не заставили купить новый комбинезон из-за микродырочки! Просто нитка была продета не так, а у них за этим очень крепко следят. Поэтому "экип" придется купить хороший и качественный: нижнее белье, комбинезон, шлем, система HANS, перчатки и обувь. Это порядка 5000 долларов. Деньги большие, но это разовая трата.

Дальше начинаются расходы по мелочи, например, передвижение до трассы. "Легенда" очень простая в транспортировке, весит всего 500 килограммов и небольшая по размеру. Я ехал в Питер на своем микроавтобусе с обычном тентованным прицепом, в который загнал машину, сложил тележку и палатку. Так что сюда считаем стоимость топлива, аренду прицепа (если его нет) и гостиницы.

На соревнования нужно купить комплект колес. Ключевой момент – он практически не изнашивается. Машина легкая, шины стойкие. Если в любом другом классе нужно несколько комплектов на уикенд, то в "легендах" на одном комплекте проезжается два этапа, а между ними еще можно потренироваться. Если не ошибаюсь, мой комплект обошелся в 350 долларов. Можно сказать, дешевле, чем резина на "гражданский" автомобиль.

Про тормоза можно сказать то же самое. Система здесь простая: спереди – невентилируемые диски, сзади – барабаны, износа практически нет. Проехал гонку, провел кучу показательных выступлений, тренировался у нас на картодроме, где нагрузка на тормоза очень большая из-за постоянных разгонов и торможений, – все в отличном состоянии.

Двигатель стандартный, от мотоцикла Yamaha, моторесурс у него большой. Даже если он сломается, то в России можно найти "бэушный" агрегат  от 700 до 1000 долларов: мотор, коробка передач и сцепление. По меркам взрослого автоспорта это совсем недорого".

Как выяснилось, и настраивать этот гоночный автомобиль достаточно просто. Сергей говорит, что из основного доступного – развал-схождение, высота и жесткость пружин.

"Сзади сплошная ось, что делает настройку еще более простой. Очень многое в данной серии зависит от ощущения пилота и того, насколько он агрессивен и готов ехать на грани. Порой настройки даже ничего не решают, важно просто чувствовать момент срыва колес", – делится секретом гонщик.

"Стоимость восстановления после аварии невелика"

Но мы еще из теста двухлетней давности знаем, что "легенда" – машина с характером. С наскока с ней подружиться не получится, поскольку "взбрыкивает" она охотно. Сергей же готов сдавать автомобиль в аренду всем желающим для заездов по картодрому в Стайках. И тут резонный вопрос: не боится ли он за не самую дешевую машину, которую сдуру или по неопытности может разбить новичок?

"На самом деле сесть в нее может любой – у меня даже жена пробовала ею управлять, – откровенничает Сергей. – Вопрос не в том, есть ли опыт управления быстрой или гоночной машиной. Вопрос только во внутренней адекватности. Да, машина мощная, нервная, но при этом прогнозируемая: сколько "газа" открыл, так она и едет. Тот же карт KZ2 не позволяет ехать медленно, для езды на нем необходим опыт. "Легенда" же проще, она может ехать как на холостых оборотах, так и на 10 тысячах. Речь только про безопасность человека, который в нее садится. При этом сама машина, по сути, один большой каркас безопасности. При наличии экипировки ничего страшного не произойдет.

Одно дело стоимость машины, а другое – стоимость ее восстановления. Моделируем ситуацию: новичок врезался на другом гоночном автомобиле и на "легенде". Меры безопасности сделали свое дело, колеса из ограждения его "обвязали". Согнул он лонжерон в гоночной машине – придется везти на стапель и обращаться к специалистам. А на "легенде" все обойдется заменой тяги, кулака, приварим новую трубу – и поехали дальше. Поэтому стоимость восстановления этой машины невелика".

Аренда – это, конечно, хорошо, но главным образом Сергей нацелен на поиск единомышленников, которые готовы выставить автомобили для участия в гонках в Беларуси или за рубежом. Пока машин немного, в планах – регулярные тренировки, внутриклубные соревнования, возможно, даже рейтинговые. Однако на дворе конец октября, летний сезон заканчивается, скоро зима. "Легенды" уйдут в спячку?

"Ты знаешь, что я фанат гонок по овалу, – Сергей заходит издалека. – Не сомневайся, у меня уже есть комплект шипованных колес, и однозначно заезды будут проводиться и во время наших зимнего чемпионата "Горячий лед". Заводом эта машина задумывалась как универсальная: она гоняется и по асфальту, и по грунту, и по льду. Все приобретенные нами автомобили участвовали в ледовых гонках в России. Есть огромное желание съездить в Москву на пару зимних этапов".

Сейчас в РСТЦ четыре "легенды", и Сергей надеется, что до наступления холодов "автопарк" пополнится еще несколькими машинами, дабы полноценные гоночные заезды в Беларуси могли состояться уже этой зимой. Директор комплекса в Стайках зовет в гости и всех интересующихся:

"Сейчас я как раз популяризирую эту серию, любой может написать мне в соцсети или в Instagram нашего автодрома. Приходите сюда на экскурсию. Можно будет посидеть в машине, посмотреть, из чего она состоит, задать все вопросы по поводу ценообразования. Каждый, кто хоть раз сел в "легенду", вряд ли сможет ее забыть и, скорее всего, станет потенциальным участником гоночной серии".

Машины на разбор в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!