Давайте проследим весь этот путь и узнаем, что почем в мире автоспорта и какие формулы успеха существуют тут.

Идем к своей мечте

Когда я был совсем маленьким, после парада в праздничный выходной день мы возвращались с отцом домой. И я возле тракторного завода впервые увидел городские (или районные) соревнования по картингу. Трасса была выложена из старых покрышек, а внутри кольца с грохотом и визгом носились машинки. К моему удивлению, пилотами были мои сверстники. Я потянул отца за рукав и попросил записать меня в секцию. Но времена были суровые – моей детской мечте не суждено было сбыться.

Правда, своему сыну я такую возможность предоставил. К сожалению, денег мне хватило на полтора сезона. Не скажу, что картинг – это очень дорого. Но достаточно обременительно для семейного бюджета, если заниматься регулярно и с тренером. Да, были некоторые результаты, медали и кубки. Но были и неудачи, небольшие травмы, ушибы, мокрая до нитки одежда и гоночный комбинезон во время заездов по мокрой трассе… А дальше нужно было выходить на новый уровень мастерства, вкладывать средства в экипировку, технику и расходные материалы. Наконец, купить собственный карт. И искать спонсоров для участия в соревнованиях.

Затраты на картинг в год могут достигать от $10 тыс. (это с учетом участия в региональных чемпионатах или выборочно в соседних странах) до $100 тыс. (при участии в зарубежных сериях).

К сожалению, я не Рольф Шумахер – отец семикратного чемпиона мира, который из обычной газонокосилки смастерил карт для своего 5-летнего сына Михаэля, а затем, видя его усердие, организовал в своем городке небольшую трассу картинга. Впоследствии на этой трассе Михаэль стал больше проводить времени, чем дома или в школе…

И жаль, что я не Лоуренс Стролл, который для своего мальчика, своего сына Лэнса пошел на все, чтобы осуществить его мечту – стать пилотом «Формулы-1». Лэнс, к слову, начал карьеру довольно поздно – в 10 лет. Но отец, видя серьезное увлечение отпрыска автоспортом, построил для него приватную трассу в родном поместье, нанял лучших специалистов, тренеров и менеджеров и фактически выстроил карьеру для Лэнса. К моменту перехода в «Формулу-1» Лэнс вместе с группой специалистов и на арендованном прошлогоднем болиде «Формулы-1» объездил полмира, чтобы лично познакомиться с трассами, на которых ему предстояло дебютировать в королевском классе. Чтобы обезопасить будущее Лэнса в «Формуле-1», Лоуренс Стролл покупает команду «Формулы-1», становится совладельцем марки Aston Martin и называет команду для своего сына Aston Martin F1. Теперь Лэнс перенимает, и весьма успешно, опыт у своего напарника и ветерана Фернандо Алонсо. Но Лоуренс – настоящий бизнесмен. Сейчас он переманивает в ряды своей команды выдающегося конструктора гоночных машин «Формулы-1» Эдриана Ньюи, чтобы тот построил чемпионский болид. Чтобы Лэнс наконец смог бороться за победы, а может, и за чемпионство!

Немного терминологии

Понятие «Формула» как определение и класс гонок пришло к нам из Америки. Помните фильм «Большие гонки» (The Great Race, 1965 г.) о первых гонках на рубеже XX века. Если не смотрели, то советую посмотреть. Там показаны первые «формульные» болиды или гоночные машины с отрытыми колесами. Но тогда машины еще не были одноместными. И вместе с водителем в гонке участвовал механик, так как дистанции были большими, а надежность автомобилей невысока. Но потом, когда гонки переместились на закрытые трассы и гоночные кольца, а надежность болидов выросла, механику уже было достаточно дежурить у обочины. А позднее на трассах стали выделять специальные зоны технического обслуживания (боксы) и подъезды к ним (пит-лейн).

Международная федерация автоспорта (FIA) присвоила таким соревнованиям термин «гонки формульного типа». Иными словами, это гонки одноместных автомобилей с открытыми колесами, которые были поделены на классы и регламентированы правилами. И начиная с вершины «Формулы-1» мы спускаемся на ступеньку ниже к «Формуле-2». В свое время ее называли и «Формула Б», и «Формула-3000», и GP2. Сейчас это полноценная «Формула-2» со строгим регламентом. Машины более простые, унифицированные, двигатели менее мощные по сравнению с «Формулой-1». Автомобили построены с использованием однотипных компонентов на шасси Dallara. Мотор, подвеска, монокок, аэродинамика, топливная система, тормоза, шины – все одинаковое. Гонки проходят на тех же трассах, что и главная «Формула». На болидах «Формулы-2» установлена система защиты головы Halo, есть регулируемое заднее крыло DRS и шины Pirelli – все как в «Формуле-1». Через сито «Формулы-2» перед дебютом в высшем классе прошли такие пилоты, как Льюис Хэмильтон, Нико Росберг, Шарль Леклер, Джордж Расселл, Оскар Пиастри и многие другие.

Стоимость участия в полноценном сезоне «Формулы-2» для пилота варьируется от $2 до 4 млн в зависимости от уровня команды.

К сожалению, даже победа в чемпионате «Формулы-2» сейчас не гарантирует место в кокпите команды «Формулы-1». Как мы знаем, с 2023 года в этот сезон перешли все 20 пилотов команд «Формулы-1». И ни одного места не осталось вакантным. И даже перспективный пилот «Формулы-2» Фелипе Другович со своей спонсорской поддержкой в почти $8 млн всего лишь нашел место резервного пилота в команде Aston Martin F1.

Третий по значимости чемпионат – «Формула-3». Есть международный турнир под эгидой FIA, а есть множество региональных и отдельных чемпионатов по схожим правилам. Их цель – отобрать лучших из лучших для мирового чемпионата «Формулы-3» с последующим прицелом в «Формулу-2» или «Формулу-1». И целому ряду пилотов ранее удавалось за счет невероятно успешных стартов в «Формуле-3» сразу переходить в «Формулу-1». В свое время такой прыжок осуществили Ален Прост, Айртон Сенна, Михаэль Шумахер и даже Даниил Квят. По регламенту «Формулы-3» проводится также женская серия F1 Academy.

Как и в «Формуле-2», гонщики «Формулы-3» выступают на одинаковых машинах. Но здесь применяются еще менее мощные двигатели, но болиды все равно могут развивать скорость до 300 км/ч. Этапов также проводится меньше, а дистанция гонок еще меньше, чем в «Формуле-2». Гонки тоже проводятся на тех же трассах, что и «Формула-1», и «Формула-2». И при равенстве возможностей техники молодые пилоты могут продемонстрировать свои таланты и за счет этого победить.

Стоимость участия в международном чемпионате «Формулы-3» под эгидой FIA для пилота обходится от $1,5 до 2,5 млн в зависимости от уровня команды.

И, наконец, самый массовый класс – «Формула-4». Это промежуточный класс перед «Формулой-3». По регламенту данного класса в большом количестве стран проводится множество различных моносерий. Это самый массовый гоночный класс «формул». В свое время в России существовала «Формула Русь» (с 2001 по 2006 год). И это был самый доступный на тот момент шаг в «формулы» из картинга. Стоимость участия в этом моноклассе стартовала от $10 тыс. за сезон. Сейчас с такой суммой можно рассчитывать только на региональные картинговые чемпионаты.

Как правило, скорость болидов «Формулы-4» не превышает 200–220 км/ч. В «Формуле-4» есть как спортивные и технические регламенты, так и правила, регулирующие расходы. Но в каждой стране, где проводятся подобные первенства, вольны интерпретировать правила по-своему. «Формула-4» – это начальная ступень для молодых пилотов, стремящихся начать карьеру в автоспорте. Гонки проводятся на стационарных трассах (как правило, укороченный вариант кольца) в стране проведения чемпионата. Фактически это стадия обучения для участия в кольцевых гонках с отрытыми колесами. Здесь можно определиться с выбором профессии. И тогда гонки для участника становятся ремеслом или остаются просто классным хобби.

Стоимость одного гоночного автомобиля на сезон в «Формуле-4» не должна превышать $35 тыс., а общие расходы в сезоне не могут быть выше $500 тыс.

Альтернативный вариант

Чтобы разглядеть в ребенке способность и талант к вождению, необязательно сразу его усаживать в прокатный карт. И, затаив дыхание, смотреть на время прохождения круга. Есть разумная и недорогая альтернатива – гоночные симуляторы с рулем и педалями. Это самый недорогой способ начать гоночную карьеру. Между прочим, Макс Ферстаппен и Ландо Норрис – главные герои «Формулы-1» 2024 года – частенько сражаются по сети со своими оппонентами в виртуальных гонках.

И если у вас нет компьютера или приставки дома, то можно поставить на смартфон игру Real Racing 3. Объяснить, как управлять болидом, и посмотреть, нравится или не нравится вашему чаду побеждать в гонках. А уже потом переходить на продвинутые компьютерные симуляторы и соответствующую периферию. Изучать конфигурацию трасс таким способом, подбирать настройки не стесняются и все действующие лица современной «Формулы-1».

А достигнув определенных высот, можно соревноваться с другими людьми по сети. И если и здесь в себе вы обнаружите талант и подтверждаете его победами, то не ровен час, когда вы обгоните в режиме реального времени самого Ферстаппена, не выходя из дома. И, может быть, вас пригласят в команду единомышленников, обеспечат спонсорской поддержкой… А уж дальше все зависит от вас!